Размышление о былом.

-К нам гости пришли, дорогие пришли;

Мы не зря квас варили, каравай пекли;

Отведайте наши хлеб, соль!

Будьте зваными гостями!

                  Дорогие друзья! Мы встречаем Вас в тематической экспозиции Богословского школьного музея «Сибирская изба».

Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. Ведь мы же ещё и живём в подобающей местности. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

   Русские поселения с глубокой древности возникали в местах естественных укрытий и наиболее приспособленных для жилья -  по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготея  к одному центру - селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда - «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись, как бы ища защиты,  друг к другу. Деревни не имели  чёткой планировки: усадьбы в них разделялись заборами, которые назывались тынами,  въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.

 Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов. Как правило, это были дома очень зажиточных людей, имеющих большой достаток.

 Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Иногда это было событием не только для одной семьи, но имело большое значение для последующих поколений.  При этом для крестьянина  было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем и безопасностью для жильцов.  

 При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.

Вы уже поняли, из чего строили  жилище? Правильно, избы в Сибири обычно рубились из дерева. Чтобы  жильё  было счастливым, нужно было следовать традициям предков. Не всякое дерево годилось на  постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считающиеся мёртвыми, - от них у домашних будет «сухотка». Сухие деревья использовали для заготовки дров. Запрет распространялся и  на  все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадёт «буйное» дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрёстке дорог. Такое дерево может и сруб разрушить и задавить хозяев дома. В стене или крыше нового дома проделывали отверстие, отдушину, чтобы через это отверстие  вылетели все беды и напасти. Когда же всё было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Если животные или птицы проходили в избу, это считалось очень хорошей приметой.  Вместе с людьми переезжал и домовой – его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из под печи старого дома.

   В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло. Полы настилали из половиц – половинок брёвен. Так как пол был деревянным,  ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом – косарём - и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

   А сейчас я хочу загадать Вам загадку:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта, от Федоры теплота». (Конечно – это русская печь.)

И ещё один вопрос:

        «Чего из избы не вытащишь?»  Конечно, речь идет о печи.

 Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света, источником жизни. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит в устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.  

 В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других. Поэтому его надо было задабривать чем – либо.

   Принято считать, что и само слово «изба» произошло от глагола «истопить». Истобкой называлось тёплое помещение дома, отсюда и слово «истьба»(изба).

Роль русской печи в  избе очень большая. В ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь служила главным украшением дома. Вот пять основных функций русской печи. А ещё в печке сжигали мусор – по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь – прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний, если на нагретой печи хорошенько прогреться.

 С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А ещё. Когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь и задёргивала занавеску. Необходимый атрибут крестьянского жилища. Открыть занавеску, спуститься вниз,  означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

Вверху у печи устраивали полати, на них, как правило, спали крестьянские ребятишки.

А ещё – печь является сказочным персонажем. Скажите, а какие сказки вы знаете, где упоминается русская печь? В каких сказках она играет чуть ли не главную роль? (По щучьему велению, Гуси-лебеди)

                 Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ)

Парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Наш красный угол располагается немного  не по правилам просто потому, что в нашем музее несколько иное расположение .

 Красный угол - пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым». Божницы украшались вышитыми занавесками.

 Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища)   Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих  крестьянских  обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом  жениха и их вели тоже в красный угол.

 Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. Эта традиция сохранялась  длительное время и постепенно отошла с созданием коллективных хозяйств на селе в XX веке.

 В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. В красном углу ставили и самовар, гордость хозяев и символ определённого достатка.  Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол  клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа - шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.

 Во многих местах на территории Сибири  красный угол называли ещё «большим» или «передним».

                 Женские и мужские углы (или «кут») — напротив печного чела. 

Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки.  Долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками.  Рушники конца XIX века представлены в нашей экспозиции.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери. Чаще в быту использовались обычные прялки, представленные  на ваше обозрение.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено – это приспособление для процесса прядения вручную. Намного позднее в крестьянских избах появилась самопрялки. Они увеличили производительность труда и соответственно качество и количество пряжи.

Издавна русские и сибирские крестьяне славились своей чистоплотностью. Чистое бельё и другая одежда пришли к нам от древних славян.

Процесс стирки и глажения был довольно длительным и трудоёмким. Крестьянам приходилось использовать различные приспособления.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета и скалки (валька) крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы могли быть декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Был в избе  и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» — у входа. Закут — за печью.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. В них крестьяне возили на работу в поле воду или квас. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.

                                         Самовар!

А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:

“Стоит толстячок

Подбоченивши бочёк,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит”.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

  Пить кипячёную воду люди научились ещё в древности. В Греции, например, в емкость кидали нагретые на костре камни, вода от них закипала и её пили горячей.

Точное время появления  вот таких самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

 Процесс приготовления продукции из молока, сметаны и превращение их в масло проходил в ручных маслобойках ударного или вращательного типа.

Говоря о крестьянском быте, невозможно обойти проблему освещения жилища, особенно в зимнее время. Изначально применялись лучины, позднее изобрели лампы и фонари, где в качестве горючего материала выступал керосин.

 Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание практичности и красоты.

 Сундуки. Они предназначались для хранения праздничной одежды, приданого невесты, наиболее ценной посуды и семейных реликвий. По количеству сундуков ценили и благосостояние семьи. В нашей экспозиции представлены два образца. Одному из них, обитому железом, более 100 лет. Сундуки часто использовали вместо кровати.

Крестьянские умельцы могли не только простую лавку или табуретку смастерить. Из под их умелых рук выходили чудесные изделия, которыми мы и сегодня восторгаемся. Перед Вами два кресла ручной работы конца XIX века. На кресле стоит русская тульская гармонь прошлого века. Мастера из города Тулы вложили в неё свою душу. Она и сегодня прекрасно может выполнять свою функцию в руках мастера. Жаль, не дожил до наших дней хозяин гармони Тимонин Николай. Её он получил в 50-х годах в качестве награды от колхоза «Звезда коммунизма» за ударный труд  механизатором на родных полях. Гармонь передали в дар нашему музею его дочь Надежда и внучка Елена. Настенный коврик и наволочки с вышивкой на кровати тоже их дар. А коврики на полу ручной работы достались нам от бабушки Елены Зои Андреевны.

И к лаптям, представленным в экспозиции,  прикоснулась рука мастера. В них работали крестьяне в поле, лапти были наиболее распространённой летней обувью.

 Мы хотели показать Вам то, что есть в нашей «Сибирской русской избе», рассказать о назначении отдельных предметов быта. А теперь хочу спросить: Что Вы почувствовали, когда вошли в сибирскую избу, какие мысли пришли к Вам в голову после знакомства с предметами быта наших предков?

 Старое уходит, многое забывается, меняется стиль и образ нашей жизни. Русская старина вся пронизана трудом людей, добротой живших раньше поколений. Сохранить память о старине, традиции, очень важно для нас, современных наследников «старины далёкой».

Мы тоже желаем Вам добра, и надеемся, что всё, о чём Вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе каждого из Вас!

                                   Руководитель школьного музея: Савенок Яков Федорович

                                    с. Богословка  2017 г.