Гражданско-патриотическое воспитание в урочной и неурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Проблема,  над  которой  я  работаю:  «Патриотическое  воспитание школьников на уроках истории, обществознания и  ОБЖ в урочной и  внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в школе».

В настоящее время для нас основополагающими документами в области патриотического воспитания являются три : Конституция РФ, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программа  "Патриотическое  воспитание  граждан  Российской  Федерации  на  2016 - 2020 годы".   Все остальные документы исходят из этих основных, которыми мы должны руководствоваться в своей работе.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по  укреплению  и  развитию  системы  патриотического  воспитания  граждан  Российской  Федерации.  В  2001 - 2015 годах реализованы 3государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную  деятельность  органов  государственной  власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,  готовности  к  выполнению  гражданского  долга  и  конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны,  повышения  уровня  консолидации  общества  для  решения  задач обеспечения  национальной  безопасности  и  устойчивого  развития Российской  Федерации,  укрепления  чувства  сопричастности  граждан  к великой  истории  и  культуре  России,  обеспечения  преемственности поколений  россиян,  воспитания  гражданина,  любящего  свою  Родину  и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Исходя из основных требований определяющих документов я определил цель и задачи своей практической деятельности.

Цель:  формирование  патриотического  сознания  школьников  через  урочную  и внеурочную  деятельность  в  средней  общеобразовательной  школе.

Задачи:

  1. Формировать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать уважения к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края.
  2. Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к семье, родному дому, семейной родословной.
  3. Пробуждать интерес и любовь детей к Отечеству, к истории, традициям России, народным промыслам.
  4. Развивать способность чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства.
  5. Формировать чувство гражданского достоинства, способствовать расширению знаний о правах человека.
  6. Содействовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.
  7. Систематизировать работу с родителями по гражданско- патриотическому воспитанию

 

Патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:

  1. найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;
  2. процесс  воспитания  организован  целенаправленно,  систематически,  комплексно  и интегрировано;
  3. воспитание  носит  личностно-ориентированный  характер,  направлено  на  реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.

Важным считаю довести до сердца каждого следующее:

  • патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе;
  • патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании);
  • о патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека;
  • патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего его соотечественники.

Можно  предположить,  что  при  соблюдении  указанных  условий  возможны  следующие результаты:

  • повышение  уровня  развития  ребёнка,  его  учебной  мотивации  и  активной  жизненной позиции;
  • повышение  эффективности  воспитания  у  детей  познавательного  интереса  к  родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
  • обеспечение  условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.

Предполагаемые результаты моей работы исходят из предполагаемых результатов государственной Программы: «…основным результатом реализации Программы станет:

  • формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам  и  задачам  развития  страны,  а  также  социально-возрастной структуре российского общества;
  • активизации  и  повышения  интереса  граждан  к  изучению  истории Отечества,  в  том  числе  военной  истории,  к  историческому  прошлому нашей  страны,  ее  героическим  страницам,  повышения  уровня  осознания необходимости  сохранения  памяти  о  великих  исторических  подвигах защитников Отечества;
  • повышения  интереса  россиян  к  литературе,  музыке, изобразительному  искусству,  гуманитарным  и  естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства;
  • развития  у  молодого  поколения  чувства  гордости,  уважения  и почитания  символов  государства,  уважения  к  историческим  святыням  и памятникам Отечества;
  • увеличения  числа  граждан,  имеющих  углубленные  знания  о событиях, ставших основой государственных праздников России;  повышения  качества  работы  образовательных  организаций  по патриотическому  воспитанию,  а  также  по  профессиональной  ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службе,  к  работе  в  различных  отраслях  российской  промышленности  и сфере  услуг,  а  также  в  системе  образования,  науки,  культуры,  спорта  и иной деятельности;  

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;  преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального, общего среднего образования. Успешная реализация  образовательных программ школы  также невозможна без интеграции, взаимодополнения  урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» - говорил академик  Д.С. Лихачев.

Воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование различных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

ФГОС и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» формулируют социальный заказ современной общеобразовательной школе, который выражается в «национальном воспитательном идеале – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Концепция отводит ведущую роль школе как одному из главных после семьи институту социализации, участвующему в формировании патриотизма и гражданской идентичности личности учащихся.

В своей педагогической практике занятия по формированию патриотизма и гражданской идентичности организую, используя как традиционную форму урока, так и нетрадиционные формы: урок-аукцион, пресс-конференция, дебаты, ролевые игры. Нетрадиционные формы уроков помогают развивать абстрактное и образное мышление, заставляют думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения. В ходе деловой игры «Предвыборная кампания по выборам в Государственную Думу» участники-старшеклассники формулировали важнейшие проблемы, требующие решения на уровне посёлка, разрабатывали избирательную мини-программу и представляли на суд товарищей. На таких уроках  учащиеся знакомятся с формулой современных выборов, расширяют и углубляют знания о том, как происходит предвыборная кампания, вырабатывают собственное мнение на проблему, учатся пользоваться избирательными правами. Избирательное право составляет важную часть жизни граждан, лежит в основе гражданского сознания, поэтому знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.

Влиять на эмоциональную сферу учащихся, эффективно воспринимать материал помогают музыкальное, визуальное оформление (презентации, фильмы, музыкальнее отрывки).

В процессе проведения уроков истории акцентирую внимание учащихся на мыслях, чувствах исторических персоналий, которые формируют патриотизм, гражданственность, являются примером самоотверженного служения Родине. Например, по событиям освобождения блокадного Ленинграда спрашиваю: «Что помогло жителям блокадного города выстоять? В чем вы видите храбрость и верность Родине?». Такие уроки провожу обязательно с использованием краеведческого материала из школьного музея, где есть фотографии, документы участников Великой Отечественной войны, подготовлены презентации по темам.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, в желании встать на защиту Отечества по примеру своих предков.  Разнообразные по форме и содержанию внеклассные и общественно-воспитательные мероприятия помогают формировать нравственные ориентиры учащихся.

Великая Отечественная война оценивается исторической памятью нашего народа как наиболее значимое событие, прежде всего потому, что эта память связана с историей каждой семьи, с самыми существенными, сокровенными сторонами жизни людей.

Изучение истории Отечества и воспитание будущего достойного гражданина России неразрывно связаны. Только в единстве, в тесном взаимопонимании исторических процессов и духовного развития российского человека возможно стать настоящим патриотом, ответственным за суверенность, благополучие и процветание Родины.

В  целях  интеграции  процесса  патриотического  воспитания  используется технология  комбинированных  (интегрированных)  уроков.  Широкие  возможности содержит  в  себе  объединение  тем  по  ОБЖ  с  историей.  Интеграция  исторических материалов возможна при изучении тем в 10 классе:

  • История создания ВС РФ,
  • Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитников Отечества,
  • Памяти поколений – Дни воинской славы,
  • Государственные символы РФ,  • Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы,
  • Ордена, почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Патриотические  чувства  детей  воспитываются  на  примере  подвигов  Героев Советского  Союза  И.Н.Кожедуба,  А.И.Покрышкина,  Г.К.Жукова,  через  знакомство  с биографией М.И.Кутузова, М.Барклая-де-Толли, героев Великой Отечественной войны и других известных людей, прославлявших Россию.

На протяжении многих лет преподавания в школе я практикую целенаправленную работу по освещению героизма советских людей на фронте и в тылу в разнообразных формах, методах и приемах:

  • уроки истории с применением технических средств обучения;
  • работа в школьном музее Боевой и трудовой славы односельчан;
  • литературно-музыкальные композиции о защите Отечества;
  • интеллектуальные игры старшеклассников на тему Великой Отечественной войны;
  • военизированные игры, походы и сборы по определенным программам;
  • уроки Мужества;
  • встречи с ветеранами;
  • оформление наглядно-иллюстративного материала;
  • исследовательские работы «Из истории моей семьи»;
  • праздничные митинги в День Победы у памятника воинам-односельчанам, подготовка участников Почётного караула для выноса «Богословского Знамени Победы».

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Древние говорили: «Дорогу осилит идущий». Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её конечный результат, я уверен, принесёт радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. Правильная организация урочной и внеурочной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС  является важнейшим фактором повышения качества образования школьников.

«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его  патриотизма», эти слова    Н.Г. Чернышевского не потеряли своей актуальности  и в 21 веке.

В нашем современном российском обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей дать детям лучшие знания, право выбора лучшей и сильной школы, модной или по-другому самой передовой, современной Программы для ребенка. При этом чаще отодвигая на второй план научить ребенка способности чувствовать, думать, творить и любить.

Научить любить семью, школу, природу, Родину;

научить любить и уважать традиции, культуру, историю;

научить любить свои  истоки.

А ведь убеждения  «Я-гражданин», «Я-патриот» начинается с семьи.

Да, время диктует свои законы, свои правила.    Задача нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Именно на школу возложено воспитание  Гражданина – Патриота, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Программа кружка "Патриоты  России", который я веду много лет в школе,  составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом "Требований к результатам освоения образовательных программ", установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Начинался кружок в основном для начальной школы, но интерес проявили и другие учащиеся. В настоящее время в  кружке занимаются учащиеся всех школьных возрастов.

Программа "Патриоты  России" является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО,ООО и средней школы  с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа "Патриоты России" предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев, участников боевых действий в современное время в целях сохранения преемственности "славных боевых и трудовых традиций"; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музея; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

В процессе работы кружка учащиеся разрабатывают и реализуют различные мини – проекты. Особенно это интересно проявляется в области героики. Сочинения о своих родственниках у нас напечатаны а газете «Комсомольская правда – Омск», книге «Память о Победе», презентация «Гармонь- оружие Победы» участвовала во Всероссийском конкурсе «СОХРАНИМ  ИСТОРИЧЕСКУЮ    ПАМЯТЬ    О   ВЕТЕРАНАХ    И     ЗАЩИТНИКАХ     НАШЕГО        ОТЕЧЕСТВА»  и была признана в числе победителей, участник ездил в Москву на награждение, работы учеников начальной школы были в числе призёров на НОУ «Поиск», а коллективная работа о Героях Великой Отечественной войны и орденоносцах села Богословка получила выход на Администрацию поселения, где учащиеся предлагают называть новые улицы села именами своих земляков-орденоносцев. Рассказы о своих земляках – орденоносцах оформляются в виде презентаций и обязательно демонстрируются родственникам заслуженного человека и  участникам событий. С большой радостью прослушала и просмотрела презентацию «Семья Щевцовых» старейшая жительница нашего села , учительница Анна Николаевна Шевцова. Её муж был награждён двумя Орденами Славы, а сама она пятью медалями. В кругу большой семьи смотрела презентацию «Дети войны» Павленко Валентина Фёдоровна. Её отец погиб на фронте.

Ежегодно  в  школе  проводится  месячник  военно  -  патриотической  работы.  И каждый  раз  он  включает  в  себя  новые  мероприятия.  Каждый  год  в  рамках  месячника проходит  конкурс  «  Сибирский щит».  В  данных  конкурсах  проявляется  не  только   физическая  сила,  ловкость,  знания  по  истории  Вооружённых  Сил,  но  и  взаимная поддержка, забота старших о младших, умение рационально распределять обязанности в команде. Мы расширили круг участников таких мероприятий и сейчас в них участвуют ребята из соседнего села Ульяновка, а также воины запаса села Богословка.

Одним  из  направлений  патриотического  воспитания  является  знакомство  с условиями  службы  и  быта    военнослужащих.  Ребята  не  только  знакомятся  с  основами военной службы, но и могут применить их на практике.

Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:

  • удовлетворённость детей совместной деятельностью,
  • активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
  • результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
  • повышение рейтинга учреждения.

Успешность и результативность  патриотического воспитания учащихся во многом зависит от  единства целей и задач начального, среднего и старшего образования и напрямую зависит от профессиональной педагогической компетентностью педагога в области гражданско-патриотического воспитания. Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Все педагоги, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.

Вот уже четыре года по стране и по Богословке идёт «Бессмертный полк». Сначала это было небольшое количество людей с фотографиями. Но уже два года данное событие становится действительно массовым и собирает всё большее количество участников. С большим энтузиазмом ученики участвовали в подготовке транспарантов для «Бессмертного полка». Многие впервые столкнулись с историей своих семей, связанной Великой Отечественной войной. Мне пришлось одновременно с оформлением попутно рассказывать о судьбах многих ветеранов войны и труда. Наш богословский «Бессмертный полк» в этом году насчитывал более 80 портретов, которые несли не только ученики, но и родители.

Одним из экспонатов в нашем школьном музее мы особенно гордимся. Гордится им и ученица 10 класса Чернышкова Анастасия и её родные и близкие. Именно она по поручению семьи передала в дар школьному музею книгу своего прадеда Ильина Николая Ивановича, участника Великой Отечественной войны и участника Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.  Изучая тему войны, я обязательно обращаюсь к книге «Записки сапёра» Ильина Н.И. Живой материал участника событий, прошедший всю войну от начала до конца, имеющий на своём личном счету тысячи разминирований мин и снарядов, очень доступен детям и воспринимается ими чувственнее и ближе. Сначала о книге рассказывал я сам, а теперь этим  занимается  экскурсовод музея Чернышкова Анастасия. Рассказ о родных людях   поучителен не только для неё самой, но и воспринимается другими как семейная традиция сохранения памяти.

Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает  использование  широкого  спектра  форм  и  методов  работы.  Это  методы преимущественно  обучающего  свойства  (устного  изложения  и  обсуждения патриотического  знания,  самостоятельной  работы,  практических  упражнений  и  др.),  а также  непосредственно  воспитательного  характера  (убеждение,  призыв).  Формы патриотического  воспитания  комплексно  интегрируют  в  себе  формы  обучения  (лекции, рассказ,  семинар,  групповая  дискуссия  на  патриотическую  тему,  создание  ситуаций  и решение  задач  практического  характера,  проблемные  вопросы  и  т.д.) 

Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми и продолжать это в процессе всего курса обучения. Применение различных форм и методов проведения урочной и внеурочной деятельности по формированию патриотизма, гражданской идентичности личности учащихся поможет их успешной социализации, толерантности, гражданскому сознанию.