Историческая карта как одна из составных частей формирования метапредметных УУД

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

Б. Паскаль.

На  современном  этапе  развития  России,  определяемом  масштабными  социально - экономическими  преобразованиями  внутри  страны  и  общемировыми  тенденциями перехода  от  индустриального  к  информационному  обществу,  происходит  пересмотр социальных  требований  к  образованию.  «Главные  задачи  современной  школы  – раскрытие  способностей  каждого  ученика,  воспитание  порядочного  и  патриотичного человека,  личности,  готовой  к  жизни  в  высокотехнологичном,  конкурентном  мире», так говорится в  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».  

И сегодня актуально звучит фраза:  «Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными». Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего  образования  17  декабря  2010  года  определяет,  что    учащийся  должен  уметь самостоятельно  определять  цели  своего  обучения,  ставить  и  формулировать  для  себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.  

Суть такого обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении  и был способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотел, любил и умел учиться. Каждый преподаватель истории да и других предметов  знает, что его задача состоит не только в том,  чтобы  дать  ученику  информацию,  рассказать  известные  факты,  но  и,  наверное,  в большей  степени  учитель  должен  научить  учащихся  самостоятельно  добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее. 

В своем выступлении я хочу показать некоторые приемы практической работы с историческими картами, как подтверждение того, что историческая карта является необходимым и могущественным средством наглядного раскрытия учащимся связей исторического процесса.    Карта на уроках истории и в воспитательном процессе выступает как один из видов наглядных пособий.

Знать карту – это значит знать не только ее условную пунктуацию, ее символику, города, границы, реки и прочее, но и  видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений.

Научить учащихся читать карту, как читают историческую книгу, - вот задача учителя при работе с исторической картой. В процессе обучения учащихся чтению исторической карты важно применять разнообразные варианты, которые будут способствовать формированию как предметных, так и метапредметных УУД.

Стандарт  устанавливает  требования  к  личностным,  предметным  и метапредметным  результатам  освоения  обучающимися  основной  образовательной программы  основного  общего  образования.  Метапредметными  называют  результаты, включающие  освоенные  обучающимися  межпредметные  понятия  и  универсальные учебные  действия  (регулятивные,  познавательные,  коммуникативные),  способность  их использования  в  учебной,  познавательной  и  социальной  практике,  самостоятельность планирования  и  осуществления  учебной  деятельности  и  организации  учебного сотрудничества  с  педагогами  и  сверстниками,  построение  индивидуальной образовательной траектории.

Под  метапредметными  (обобщающими)  действиями  понимаются  способы осуществления деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при  решении  проблем  в  реальных  жизненных  ситуациях.  Работа  учителя  на образовательный  результат  учащегося  связана  с  передачей  последнему  способов целеполагания, действия, контроля и оценки на базе одного, нескольких или всех учебных предметов,  а  также  структуры  самой  учебной  деятельности,  в которую  ребята  научатся «вкладывать»  освоенные  способы  действия  или  создавать  новые  под  поставленную задачу.

На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, – информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.

Учитель должен использовать задания,  требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию

Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), заполнение контурных карт с развивающими заданиями, рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера. Историческая карта с её спецификой и особенностями  служит одной из составляющих частей формирования метапредметных УУД.

По сравнению с географическими картами, исторические карты имеют свою специфику. Они, конечно же, создаются на основе географических карт, содержание их также состоит из условных знаков и обозначений, но цель совершенно иная. Историческая карта не ориентирована на статичное отображение участков земной поверхности с рельефом, водными системами, современными границами и т.д., хотя и это часто тоже необходимо. Цель исторической карты - с помощью условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств и т.д. в их изменении, протекании, динамике. Главное содержание исторической карты составляет локализация (определение местоположения) исторических событий, явлений, процессов и т.д.

Историческая карта создается для того, чтобы показать ход исторического процесса не только во времени, но и в другом измерении - пространстве. Только в таком виде можно учителю объяснить, а ученикам понять многие исторические явления, уяснить связи, причины, последствия, сущность происходивших событий в прошлом, да и настоящем. Таким образом, исторические карты с помощью условных изображений упорядочивают, приводят в систему наши представления о прошлом, делают материал урока более наглядным, доступным для понимания и усвоения.

Безусловно, исторические карты не дают реального изображения и не являются иллюстрациями конкретных событий, они лишь фиксируют их места на карте. Но, тем не менее, функции исторической карты достаточно разнообразны.

1-я функция карты - информационная - нанесение на карту некоторого набора исторических данных. Этот набор данных, его количественная характеристика и внешнее проявление, зависит от вида и назначения карты.

2-я функция карты - иллюстративная - фиксирование основных событий и явлений на карте, помощь учителю в ходе проведения занятия.  Одним из важных назначений исторической карты является раскрытие каких-либо явлений и процессов в их динамике, развитии. Важным является показ возникновения и формирования территории какого-либо государства, хода военных действий, развития промышленности, роста числа населенных пунктов, освоения человеком земной поверхности и т.д.

3-я функция карты - воспитательная - формирование пространственного мышления, представления о месте родной страны, ее истории, событий с ней связанных на мировой карте. Знание местоположения того или иного государства на карте, соседей, его окружающих, природной среды (горы, моря и т.д.) дает понимание происходивших исторических процессов. Важно, чтобы при изучении истории родной страны, ученик точно представлял место своей Родины на карте.

Несомненно, историческая карта должна оставаться одним из важных компонентов процесса обучения. Вот несколько возможностей ее применения:

  1. Иллюстрация рассказа учителя, акцентирование внимания учащихся на исторических событиях и явлениях путем фиксирования их на карте, дальнейшее заполнение контурной карты по данному событию. Усвоение учебного материала при этом происходит с большей эффективностью, так как учащиеся воспринимают информацию не только на слух, но и путем задействования зрительной памяти.
  2. Изложение учителем лишь части учебного материала без подробного рассказа о тех событиях и явлениях, увидеть которые можно на карте. В этом случае происходит значительная экономия времени, а карта становится источником дополнительной информации, творческого поиска необходимых сведений. В данном случае, работая с картой, ученики могут дополнять слова учителя, находя на карте, например, те территории, которые приобрело какое-либо государство в результате успешной для него войны либо других событий. На примере изучения театра военных действий Второй Мировой войны я применяю приём групповой работы, когда учащиеся в группах  с помощью учебника добывают информацию, решают как отобразить их материал на настенной карте, готовят выступающего, участвуют в оценивании своей работы и работы товарища. На примере территории Белоруссии учителю нужно обратить внимание учеников на то, что Беларусь находится в центре Европы и такое местонахождение не всегда выгодно, оно приносило большие бедствия народу. Очень часто по этой причине Беларусь находилась в центре военных конфликтов - разделы Речи Посполитой, Северная война, Первая и Вторая мировые войны.
  3. При постоянном обращении к карте рассказ учителя, изложение им новой темы может превратиться в игровой процесс, в который будет вовлечено большое количество учащихся. Кто назовет столицу никоего государства в XIII в.? Кто первый найдет место какого-то события? Где наиболее выгодно заниматься той или иной хозяйственной деятельностью? Кто и когда первым достиг географической точки, с какой целью? Подобные вопросы смогут разнообразить процесс обучения, стимулировать работу учеников.
  4. Самостоятельное изучение карты учащимися. Карта - наглядное средство обучения, привлекающее внимание школьников, заинтересовывающее их, прививающее интерес к истории. Поэтому само наличие яркой интересной карты имеет немаловажное значение. Только перед началом работы с картой учащиеся должны ознакомиться с алгоритмом работы с исторической картой, знать критерии оценивания своей или групповой деятельности. При этом на первое место выступают задания продуктивного вида, а не репродуктивного, как это было ранее. В представленной ниже таблице показаны примеры заданий для работы с контурной картой. В левом столбце – традиционные задания, которые содержат контурные карты по истории древнего мира для V класса. Эти задания предлагают ученику механически перенести информацию из атласа на контурную карту. Справа размещён переработанный вариант задания по этой же контурной карте, целью которого является самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза. Итогом работы является самостоятельный выход на противоречие в информации и попытку объяснения противоречия.

Таблица “Примеры заданий для работы с контурной картой”

Репродуктивный уровень(воспроизведение информации)

Продуктивный уровень (самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза).

1. Выделите основные районы земледелия.

2. Подпишите столицы Древнего Египта.

3. Обозначьте район пирамид.

4. Покажите границу Египетского государства в 15 в. до новой эры.

1. Выдели наиболее благоприятные территории в Египте для занятий земледелием (отдели с помощью цвета территории с естественно благоприятными условиями и территории с искусственно созданными условиями).

2. Раздели территорию Египта на благоприятные и неблагоприятные для занятия земледелием зоны (придумай условные знаки, с помощью которых ты можешь показать это деление на карте).

3. Укажи наиболее опасные, на твой взгляд, участки Нила.

4. На карте обозначена территория государства Верхний Египет. Подумай, где могло находиться государство Нижний Египет? Отметь его на карте. Какое противоречие можно теперь увидеть на карте? Попробуй объяснить причину появления этого противоречия.

 

Таким образом, при подобном подходе, ученик не только получает знание о предмете, но и учится его добывать и использовать.

Одним из способов “добывания” информации может служить сравнение информации, представленной на нескольких картах. Отвечая на поставленные к ним вопросы, ученик начального класса, опираясь на мыслительные операции сравнения и обобщения, может извлечь из изображения массу информации. Учителем могут быть заданы вопросы и сформулированы задания:

  1. В чём главное отличие в выборе места для города? С чем это может быть связано?
  2. Откуда мог начинаться и каким образом вырастал город?
  3. Выделите особенности формы старых русских городов.

При подготовке ответа на поставленные вопросы ученик или группа руководствуются предложенными памятками, которые должны быть постоянно доступными для всех учащихся.

Алгоритм чтения исторической карты

  1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
  2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
  3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
  • Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
  • Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
  • Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

Критерии оценивания работы с исторической картой

  1. Умение соблюдать алгоритм чтения карты;
  2. Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;
  3. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;
  4. Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);
  5. Речевая грамотность.

              Условно можно выделить три уровня использования карт на уроках истории: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне исторические карты используются учителем от случая к случаю. По мере необходимости учитель акцентирует внимание учеников на каком-либо событии, изменении территории какого-либо государства, местоположении городов, военном походе и т.д. Систематический уровень позволяет значительно расширить объем предлагаемой к изучению информации, разнообразить ее представление. Учитель продуманно и последовательно включает исторические карты и карты атласов в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением исторической карты или карт атласа на протяжении всего занятия или значительной его части.

                             При несомненном преобладании в процессе обучения настенных карт и атласов, необходимо признать, что при их использовании возникают некоторые неудобства.    Настенную карту ученик может видеть только очень ограниченное время (самостоятельное изучение вообще составит только несколько минут школьной перемены), за которое уяснить что-либо, попросту найти на карте нужную информацию бывает сложно. Использование настенной карты в ходе урока неизбежно приводит к тому, что только ученики с первых парт могут хорошо видеть изображение. В связи с этим не удивителен отказ учителей от применения в процессе обучения настенной карты.

               Более удобным кажется использование атласов, которые, как и учебники, есть у каждого ученика. Проблема со зрительным восприятием настенной карты для атласов не существует. Более того, ученик может самостоятельно в любое удобное для него время изучать карты в атласе и пользоваться им при подготовке к занятию. Однако учителю сложнее объяснить и непосредственно показать на карте атласа нужные исторические события и явления. Время урока, расходуемое на работу с картами, значительно увеличивается. Учитель отвлекается от основного материала урока и, конечно же, в итоге стремится пореже пользоваться атласами. Кроме того, сам формат атласов неудобен. Они, как правило, больше по размеру, чем учебники, носить их неудобно, они быстро изнашиваются.

                           В этой связи следует обратить внимание на удобство размещения исторической карты непосредственно в самом учебнике.  Ученик при изучении темы просто переносит взгляд на другую сторону той же страницы учебника, ему не нужно искать нужные события неизвестно где в атласе, тем более что он там вероятнее всего встретится с какой-то общей картой по большому региону и значительному отрезку времени. А в учебнике карты, как правило, тематические, конкретные, посвященные непосредственно рассматриваемой теме и избавленные от несущественной для нее информации. Карты учебника отражают и объясняют именно необходимые события, явления, процессы. Часто карта учебника представляет собой схему.   Тем не менее, карты учебника не могут заменить собой атлас, который создает цельное пространственное представление об истории определенного периода, и настенной карты, которая является хорошим помощником в работе учителя.

В настоящее время популярной становится идея создания так называемой «электронной» карты. Однако выясняется, что под электронной картой многими понимается всего-навсего отсканированный или иным способом переведенный в электронный вид вариант обычной бумажной карты. Среди преимуществ в использовании такого вида карт следует назвать возможность увеличения нужного фрагмента карты с целью акцентирования внимания на каком-либо событии, явлении, отдельном государстве или регионе. Однако при увеличении карты качество изображения может ухудшиться и, кроме того, вне поля зрения окажется такой важный элемент карты, как легенда (список условных обозначений), что может плохо отразиться на понимании карты.

         Настоящая электронная карта - это целая база данных. За внешне простой оболочкой в электронной карте могут скрываться несколько слоев информации: анимированные или видео-вставки, таблицы и т.д. В таких картах перед глазами школьников территории государств постепенно изменяются, войска двигаются, появляются города, прокладываются железные дороги и т.д. К созданию таких карт только-только начинают приступать - это очень сложный процесс, в который должны быть вовлечены специалисты совершенно разных отраслей. Программист, дизайнер, художник, преподаватель, методист и, конечно же, историк должны составить творческую группу, которая и займется выработкой нового типа учебного пособия. Итоговым продуктом явится электронная карта (или же атлас), неотъемлемыми составляющими которого будут не только собственно сами карты, но и комментарии к ним, различная полезная информация, изображения документов, картин, политических деятелей и др. иллюстрации, видеовставки или полностью анимированная оболочка, задания для самопроверки, вопросы, тесты и т.д. Таким образом, электронная карта или атлас могут превратиться в самостоятельное учебное пособие нового поколения.

Использование электронной карты или атласа будет способствовать усовершенствованию всего учебного процесса. Учащиеся смогут более быстро и качественно подготовиться к занятию, освоить новую тему, закрепить предыдущую, попутно приобретя навыки в работе с компьютером; учителя - в более короткие сроки освоить содержание урока и выбрать эффективный метод его изложения. В целом учебный процесс приобретет более творческий характер, при этом не потеряв серьезного характера овладения знаниями. Напротив, уровень знаний может быть значительно углублен.

В итоге электронная карта или атлас смогут приобрести функции электронного учебника, в котором будут сочетаться компоненты непосредственно обучения, самопроверки и контроля знаний.

      Важное значение при формировании метапредметных УУД  имеет  осмысленное усвоение условно-графической наглядности, которое во многом  зависит от понимания исторически возникших географических названий. На уроках истории Древнего Мира учащимся предлагается перечислить страны, имеющиеся на карте Древнего Востока. Затем им необходимо предложить продумать варианты: почему Египет, Малую Азию называют Востоком? И подвести их к пониманию того, что они расположены на Восток от Западной Европы. Южное Двуречье принято называть Передней Азией-почему так считают?, Вывод учащихся после изучения карты: эта местность относительно Европы находится впереди остальных стран Азии.

              Ученикам можно помочь определить примерную границу, отделяющую Европу от Азии. Условно ее проводят по Уралу, по реке Эмба до Каспийского моря, по рекам Кума и Маныч до устья Дона, по Азовскому, Черному, Мраморному, Эгейскому морям. Показав географические названия мы будем надеяться на репродуктивное восприятие и повторение. Но гораздо лучше и современнее дать познавательное задание по картам и атласам по списку  географических названий нанести границу на контурной карте. Применяя прием «оживления карты», эту границу можно нанести на карту «Древние государства мира».

        Для уяснения сущности географических названий на уроках раскрывается их смысл. Например, происхождение названия реки Лены. По-эвенкийски река Лена звучит как Енэ — Элюенэ, что означает «Большая река». Название реки Ангары означает «раскрытый», «расселина», «ущелье». Действительно, долина реки и ее истоков напоминает ущелье, расселину, по которому она вырывается из озера Байкал. «Байкал» в переводе с тюркско-монгольского языка — «большой водоем», «обширный бассейн».

А вот река Баргузин, впадающая в Байкал, названа по имени племени баргутов. Не совсем ясно топонимическое название Сибирь, появившееся в XIII в. Существует предположение, что оно произошло от проживавшего по среднему течению Иртыша народа сыбыр.

Интересны и названия рек Иртыш и Омь. Рассказав, что перевод их «землерой» и «тихая», учитель может дать индивидуальное  или групповое задание по составлению рассказа о реках с помощью дополнительной информации.

В основной школе учитель восстанавливает знания учеников о масштабе. Масштаб — это отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности (натуре). Обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице) а знаменатель — числу, показывающему степень уменьшения длин линий             (1: 100 000). Для усвоения знаний о масштабе целесообразно дать ученикам специальные задания, например: показать один и тот же объект на нескольких настенных картах; пользуясь масштабом, вычислить по прямой линии расстояние от Москвы до Владивостока; определить, какая из стран больше: Индия или Китай? (Ученики должны знать, что задание выполняется по картам с одинаковым масштабом.) 

            При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). Например, «на север от...»; «выше по течению реки находится...»; «Великий Новгород расположен в 6 километрах от озера Ильмень, в том месте, где из него вытекает река Волхов, впадающая в Ладожское озеро». При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Из уроков географии ученики должны знать, что реки надо показывать только по течению от истока до устья; города — точкой; границы государств — непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков.

Привлекая внимание учащихся, учитель говорит: «Посмотрите на карту». Определив словами местоположение объекта и показав на карте, учитель записывает название на доске, а ученики находят этот объект на карте учебника. Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте. Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картам. Работая с настольной картой, ученики вначале лишь воспроизводят действия учителя. Затем по словесному описанию находят объект сначала на настольной карте, потом на настенной; выполняют задание по настольной карте, а отчитываются о выполнении по настенной; учитель объект показывает на настенной карте, а ученики определяют его название по настольным картам.

Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов. Так, анализ карт «Древнерусское государство в IX — начале XII в.» и «Феодальная раздробленность Руси в XII — начале XIII в.» подводит учеников к выводу о распаде единого государства на самостоятельные княжества. Если в середине XII в. было 15 крупных княжеств, в начале XIII в. — 50, то в XIV в. насчитывалось уже 250.

При изучении экономического развития России в XVII в. ученикам предлагается по карте объяснить предпосылки образования и сущность всероссийского рынка. На основе карты ученики могут рассказать о специализации районов и городов в производстве товаров.

В результате работы с исторической картой ученики должны приобрести следующие знания и умения: а) знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период; на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты; б) уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

    Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Рефлексия может быть осуществлена как в устной, так и в письменной форме.   Цель устной рефлексии- обнародование собственной позиции. Один из самых распространенных приемов устной рефлексии- я узнал, понял, научился, я не умел, а теперь умею, я изменил свое отношение к ..

             Очень важно на мой взгляд научить учащихся правильно заполнять контурные карты. Но заполнять их не ради самого факта выполнения задания, а формируя при этом различные УУД как при индивидуальной, так и при коллективной работе. Контурные карты применяются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности на ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Изучая природные условия Греции, учащиеся с помощью физической карты наносят на контурную карту деление Греции на северную, среднюю и южную, обозначают Аттику и Спарту. На полях пишут о занятиях древних греков. Постепенно задания усложняются. На основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.

При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Прежде всего не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, по границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.

                    Критерии оценивания работы с контурной картой

  1. Умение точно и правильно выполнить задание по карте;
  2. Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту;
  3. Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);
  4. Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами);
  5. Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

При работе с историческими картами возможно применение игр. Так, во время игры в «молчанку» один ученик молча показывает объект на карте, другой молча поднимает руку, выходит к доске и пишет название объекта. Если кто-то скажет слово, то выбывает из игры.

Для выработки пространственной ориентации учащимся предлагаются задания типа: «Расположи с запада на восток и с севера на юг...». Ученики записывают название объектов на листе бумаги и располагают в правильной последовательности в соответствии с заданием. Затем показывают города на карте и вспоминают связанные с ними события.

С севера на юг: Москва, Азов, Саратов, Астрахань, Белая Церковь, Бородино, Очаков, Лесная.

С запада на восток: Киев, Царицын, Куликово поле, Полтава, Рига, Казань, Астрахань, Москва.

Или же проходит игра «Четвертый лишний». Учащимся предлагаются названия городов и местечек, связанных с определенными событиями. Ученики должны исключить лишнее и назвать даты событий (выделено лишнее).

1. Астрахань, Киев, Саратов, Самара. 2. Переяславль, Яссы, Корсунь, Белая Церковь. 3. Путивль, Калуга, Ярославль, Тула. 4. Новгород, Путивль, Севск, Кромы.

Ответы: 1 — пункты, связанные с- восстанием Степана Разина; 2-е освободительной борьбой Богдана Хмельницкого; 3-е восстанием Ивана Болотникова; 4 — с продвижением Лжедмитрия I.

Выработке картографических знаний содействуют чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждого слова должна быть одинаковой с начальной буквой следующего за ним слова.

Можно использовать чайнворд «Города Древней Руси»:

1. Старейший город на Днепре — по летописи «мать городов русских». 2. Любимый город княгини Ольги, ее удельное владение Киева. 3. Подмосковный город, давший позже название одной из улиц столицы, 4. Центр Волынского княжества; один из старейших городов Северо-Восточной Руси. 5. Город на берегу озера Неро — центр княжества. 6. Город на Западной Двине, входивший в состав Полоцкой земли. 7.  «Злой город» — так говорили о нем монголо-татарские захватчики. 8.  Город близ Сейма, через него прошли казацкие отряды на соединение с Болотниковым. 9. Город на Вятке. 10. Центр Северской земли на Десне. 11. Город на Клязьме, названный именем одного из князей. 12. Город на Сейме, один из пунктов на пути Лжедмитрия I к Москве. 13. Город, находящийся в районе военных действий Хмельницкого, между Киевом и Корсунью. 14. Город на Ловати, известный в качестве одного из пунктов на великом торговом пути «из варяг в греки». 15. Город-крепость близ реки Великой, форпост Пскова в борьбе с немецкими рыцарями. 16. Город на правом берегу Днепра, перешедший по Андрусовскому перемирию к русскому государству.

Ответы: 1. Киев. 2. Вышгород. 3. Дмитров. 4. Владимир (Волынский). 5. Ростов. 6. Витебск. 7. Козельск. & Курск. 9. Котельнич. 10. Чернигов. 11. Владимир (на Клязьме). 12. Рыльск. 13. Канев. 14. Великие Луки. 15. Изборск. 16. Киев.

Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Многие исторические события могут быть поняты лишь в связи с определенными пространственными условиями. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Так, значение рек как путей сообщения в Древней Руси ученики поймут лишь в том случае, если они при помощи различных творческих заданий смогут выяснить, что Восточно-Европейская равнина была покрыта непроходимыми лесами и болотами.

Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Формирование метапредметных УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, наличия учебно – материальной базы в школе и классе, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:

  1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
  2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
  3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
  4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
  5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».(Элберт Хаббарт – американский писатель, философ).

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить!                                            

Литература.

  1. А.В. Матвеев, Ю.В. Трофимов Прошлое Омского Прииртышья  Омск 2008г.
  2. Данилюк А.Я Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.   Москва «Просвещение» 2011
  3. Е.В. Тайкова, Л.А. Степанова История «Инновационные формы уроков» Волгоград Учитель 2010г
  4. Конституция Российской Федерации. Москва. 1993.
  5. Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина История. Планируемые результаты.Просвещение Москва 2014г.
  6. М.В. Куроедов История Омского района Омск 2003г.
  7. Н.Б.Суркова, О.Я. Яровая История «Интерактивные методы преподавания» Волгоград Учитель 2010г.
  8.   Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего  образования  17  декабря  2010  года