Исторический вечер «Увековечить все, что есть достойного внимания», посвященный Дню победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп в 1853 году

Цели:

  • формирование гражданского самосознания;
  • воспитание патриотизма, гуманизма и других нравственных и культурных ценностей.

Задачи:

  • хранить в памяти молодого поколения ратные подвиги предков;
  • развивать интерес к истории, политике, жизни людей, к своей семье;
  • воспитывать на примерах из истории  военно-морского флота преданность Отечеству, мужество, самоотверженность;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать привычки здорового образа жизни для достойного исполнения патриотического долга – защиты Родины.

Разработанная программа мероприятий посвящается героической победе русских моряков у мыса Синоп, отнесенной в соответствии с Законом РФ от 10.02.1995г. к Дням воинской славы России. В сценарии используются фрагменты Закона «О днях воинской славы России», краткая история события 1853 года у мыса Синоп, реконструируются боевые действия с помощью  макетов, происходит знакомство с исторической личностью адмирала П.С.Нахимова и его ролью в истории нашего Отечества.

ПЛАН подготовки и проведения мероприятий, посвященных Дню воинской славы - Дню победы русской эскадры  под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп в 1853 году.

п/п

              Мероприятия

 Ответственный

       Сроки

1

Разработка плана и программы проведения юбилейных мероприятий

Зам. по воспит. работе,

Преподаватель истории  и ОБЖ

Апрель-май

2

Оформление наглядной агитации и информации

Преподаватель истории и ОБЖ

сентябрь

3

Подготовка стенда «Дни воинской славы России»

Преподаватель истории и ОБЖ

сентябрь

4

Разработка и проведение исторической викторины о военно-морском флоте по классам

Преподаватель истории и ОБЖ

Октябрь-ноябрь

5

Конкурс на лучшую модель или рисунок парусного корабля Х1Х века

Учителя технологии и ИЗО

Сентябрь-ноябрь

6

Изготовление макета для демонстрации Синопского сражения

Члены кружка «Поиск», руководитель кружка

Сентябрь-ноябрь

7

Выставка художественной литературы об истории российского военно-морского флота

Библиотекарь

ноябрь

8

Беседы на классных часах о героическом подвиге моряков под командованием П.С.Нахимова

Лекторская группа кружка «Поиск»

ноябрь

9

Военно-спортивные соревнования памяти П.С.Нахимова

Преподаватель истории и ОБЖ

Преподаватель физкультуры

октябрь

10

Изготовление морских сигнальных флажков

Учитель ИЗО

Октябрь-ноябрь

11

Подготовка  исторического вечера

Преподаватель истории и ОБЖ

Октябрь-ноябрь

12

Исторический вечер «Увековечить все, что есть достойного внимания»

Зам. по ВР,  преподаватель истории и ОБЖ

классные руковод

ноябрь

Оборудование для исторического вечера

  1. Колесо истории с днями воинской славы России.
  2. Макет театра военных действий у мыса Синоп.
  3. Сигнальные флаги для надписи «Слава русским морякам!».
  4. Мультимедийное оборудование для демонстрации фотографий, репродукций, карт и т.д.
  5. Магнитофон и записи мелодий вальсов.
  6. Костюмы для театрализованных номеров: тельняшки, бескозырки, ремни - для матросов, эполеты, шинель, фуражка -  для адмирала.

Оформление исторического вечера

  1. Портрет П.С.Нахимова
  2. Репродукция картины «Адмирал Нахимов на Малаховом кургане» из серии «Картины по истории СССР».
  3. «Колесо истории» (круг диаметром 1,5 м с изображением Российского флага по краю и датами дней воинской славы, в центре – герб России).
  4. Надпись из морских сигнальных флажков «Слава русским морякам!».
  5. Словарь морских терминов: крейсерство, флагман, корвет, фрегат, эскадра.

Сценарий исторического вечера «Увековечить все, что есть достойного внимания»

На экране демонстрируется репродукция картины И.Айвазовского «Русская эскадра на Севастопольском рейде».

На фоне мелодии «Севастопольского вальса»

1-й матрос:

                            Тихо плещет волна,

                            Ярко светит луна,

                            Мы вдоль берега моря идем

                            И поем,

                            И поем,

                            И шумит над головой сад осеннею листвой.

 

                            Севастопольский вальс,

                            Золотые деньки,

                            Мне светили в пути не раз

                            Ваших глаз огоньки.

                            Севастопольский вальс

                            Помнят все моряки.

                            Разве можно забыть мне вас,

                            Золотые деньки!

        

Севастополь!!! К 100-летию его героической обороны написан этот вальс Константином Листовым и Григорием Рублевым. И символом города, символом его славы величественно глядит на море фигура адмирала П.С.Нахимова, навечно запечатленная в бронзе благодарными потомками.

Демонстрируется изображение памятника П.С.Нахимову.

2-й матрос:  Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской православной церковью были установлены специальные «викториальные дни», когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.

Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995 года был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России».  В список праздников вошли наиболее выдающиеся события военной истории России, среди них и  день победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853г.) – 18 ноября  (1 декабря).

Демонстрация исторической карты «Крымская война 1853-1856г.г.

 

3-й матрос:  В октябре 1853 года началась война между Россией и Турцией. Она продолжалась до 1856 года и получила название Крымской, потому что основные военные действия велись на Крымском полуострове.

         Важнейшим событием начала Крымской войны было сражение между русским и турецким флотом в Синопской бухте.

         Русской эскадрой командовал замечательный флотоводец Павел Степанович Нахимов.

         Демонстрация портрета П.С.Нахимова по рисунку Г.Тимма

С большим уважением относились к нему матросы и офицеры Черноморского флота. Он прекрасно разбирался в военно-морских вопросах, отличался большой смелостью, всегда заботился о матросах. Моряки любили своего адмирала и готовы были идти за ним «в огонь и в воду».

Исполняется песня на сл. А.Чуркина, музыка В.Соловьева-Седого   «Вечер на рейде»

( авансцена: матросы на фоне картины И.Айвазовского «Корабли на рейде»)

 

                   Споемте, друзья, ведь завтра в поход

                   Уйдем в предрассветный туман.

                   Споем веселей, пусть нам подпоет

                   Седой боевой капитан.

 

                            Прощай, любимый город!

                            Уходим завтра в море.

                            И ранней порой

                            Мелькнет за кормой

                            Знакомый платок голубой.

 

                   А вечер опять хороший такой,

                   Что песен не петь нам нельзя;

                   О дружбе большой, о службе морской

                   Подтянем дружнее, друзья!

 

                   На рейде большом легла тишина,

                   А море окутал туман,

                   И берег родной целует волна

                   И тихо доносит баян:

 

                            Прощай, любимый город!

                            Уходим завтра в море.

                            И ранней порой

                            Мелькнет за кормой

                            Знакомый платок голубой.

 

Демонстрируется схема Синопского сражения и на макете театра боевых действий проигрывается  морской бой.

4-й матрос:

Синопский бой золотыми буквами вписан в историю российского флота.

В 9 час. утра 18 ноября эскадра направилась к Синопской бухте. Там под прикрытием четырех батарей дугой стояли семь турецких фрегатов и 3 корвета. За боевой линией стояли 2 парохода и 2 транспортных судна. В 12 час. дня после первого выстрела с турецкого 44-пушечного корабля «Аунни-Аллах» по русской эскадре открыли огонь все неприятельские суда и батареи. Русский флагманский корабль «Императрица Мария» получил тяжелейшие повреждения, но безостановочно шел вперед, ведя огонь по неприятелю. Он вступил в артиллерийскую дуэль с турецким фрегатом «Аунни-Аллах», который после получасового боя, объятый пламенем, выбросился на берег. Затем русский флагман обрушил огонь на  44-пушечный фрегат «Фазли-Аллах», который вскоре загорелся. Корабль «Великий князь Константин» стал на якорь и открыл сильный огонь по четвертой батарее, а также по 60-пушечным турецким кораблям «Навек-Бахри» и «Несими-Зефер». Первый был взорван через 20 минут; второй выбросило ветром на берег, когда у него была перебита якорная цепь. «Чесма» своим огнем уничтожила третью и четвертую батареи. «Париж» стоя на якоре, вел огонь по пятой батарее, корвету «Гюли-Сефид» и фрегату «Дамиад». Корвет был взорван, а фрегат выброшен на берег. Затем «Париж» открыл огонь по фрегату «Низами». Получив повреждения, турецкое судно дрейфовало к берегу, но вскоре загорелось. Тогда «Париж» вновь открыл огонь по пятой батарее. Корабль «Три Святителя», вступив в перестрелку с 54-пушечным фрегатом «Кеиди-Зефер» и другими вражескими судами, получил повреждения и был сорван с якоря. Но, развернувшись, он открыл прицельный огонь по «Кеиди-Зеферу» и другим судам, принудив их отправиться к берегу. Корабль «Ростислав» обстреливал шестую батарею и 24-пушечный корвет «Фейзе-Меабуд», который не выдержал натиска и выбросился на берег.

Демонстрация картины  А.Боголюбова «Гибель турецкой эскадры на Синопском рейде»

5 матрос:

Таким образом, Синопское сражение закончилось полной победой русского флота. Турки потеряли 15 кораблей из 16-и и около трех тысяч убитыми и ранеными. В плен были взяты командующий турецкой эскадрой  адмирал Осман-паша, три командира корабля и около двухсот матросов. Русская эскадра не имела потерь в кораблях, но многие из них получили серьезные повреждения. Потери в личном составе составляли  37 убитыми и 233 ранеными. За время боя русская эскадра выпустила по противнику 18000 снарядов.

         Победа при Синопе – последняя в истории русского парусного флота.

6-й матрос:  Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?

                     После боя сердце просит музыки вдвойне.

Русские моряки перерывы между сражениями заполняли не только учениями, но и поднимали боевой дух на отдыхе.

Танцевальный коллектив исполняет матросский танец «Яблочко»

Учитель в роли П.С.Нахимова: 

Рапорт П.С.Нахимова А.С.Меншикову с ходатайством о награждении офицеров и матросов, отличившихся в Синопском сражении

«Поставляя непременным долгом своим свидетельствовать... об отлично-усердной службе вообще гг. офицеров и команд на судах, состоявших в нынешнем лете под моим начальством, и о примерном мужестве, храбрости и искусстве, оказанных ими во время истребления отряда турецких судов и батарей в Синопе, имею честь покорнейше просить ходатайства... о награде отличившихся гг. флагманов, командиров судов и офицеров, как в прилагаемом у сего списке значится. Нижним же чинам вообще за истинно русскую храбрость и присутствие духа во время боя, за неутомимую их деятельность во время продолжительного крейсерства до сражения и при исправлении повреждений судов после оного почтительнейше прошу исходатайствовать денежное награждение для всех и знаки Георгия Победоносца, числом по положению статута сего ордена, соразмерно составу команд судов,— для особенно отличившихся.

Осмеливаюсь присовокупить, что таковое ходатайство... поставляю выше всякой личной мне награды. 29 ноября 1853г.»

7-й матрос: Последние слова рапорта говорят нам о величайшей личной скромности этого человека. Его биография не дает нам в этом усомниться.

Павел Степанович Нахимов родился 23 июня 1802 года в селе Городок Вяземского уезда, Смоленской губернии (ныне село Нахимовское Андреевского района, Смоленской области) в семье небогатых смоленских дворян. Отец его был офицером и еще при Екатерине вышел в отставку со скромным чином секунд-майора.

Павел Нахимов был в семье четвертым из пяти братьев, которые один за другим вступали на службу в военно-морской флот.

Еще в апреле 1814 года, когда Нахимову  шел одиннадцатый год, он подал прошение об определении его  в Морской кадетский корпус, но удовлетворено его прошение было только через два года.

Отличаясь незаурядными способностями, Нахимов успешно осваивал  теоретический курс.    В январе 1818 года Нахимов в числе лучших гардемаринов был произведен в унтер-офицеры, а через месяц после успешной сдачи выпускных экзаменов как один «из первых и лучших в корпусе  унтер-офицеров» - в мичмана.

Демонстрация картины «Битва при Наварине».

 

8-й матрос: 8 октября 1827 года союзные эскадры вошли  в Наваринскую бухту. Турки, имея почти  двойное превосходство в корабельной артиллерии, первые открыли огонь. В Наваринском сражении, длившемся четыре часа, русские моряки показали образец воинского мастерства, храбрости и выполнения служебного долга. К тому времени Нахимов получил звание лейтенанта. Во время Наваринского сражения он «находился при управлении парусов и командовал орудиями, действовал с отличною храбростью». Наваринское сражение явилось для Нахимова первым серьезным военным экзаменом, который он выдержал блестяще. За храбрость Нахимов был произведен в капитан-лейтенанты и награжден боевым орденом Георгия четвертой степени.

В боевых столкновениях с неприятелем, в крейсерстве у берегов Кавказа Нахимов проявил себя как искусный моряк, умелый организатор, прекрасный артиллерист, обогащенный большим опытом и глубокими знаниями.

9-й матрос: Победы русского Черноморского флота над турецким флотом при Синопе вошла в историю нашей Родины, как одна из славных страниц летописи героических подвигов русского народа. В Синопском сражении ярко проявилось флотоводческое мастерство Нахимова. Прежде всего в этом сражении одержала блестящую победу та система воинского  воспитания, которую проводил Нахимов в течение многих лет перед войной и которая помогла ему воспитать прекрасные кадры, обеспечившие полный успех в первом же серьезном боевом столкновении на море. Огромную роль в достижении победы имела морская закалка личного состава нахимовской эскадры. Победа над противником в Синопском сражении была достигнута благодаря непрерывности боевой подготовки и в мирное, и в военное время. Проявился с огромной силой героизм, мужество и отвага русских моряков. Прекрасное знание дела было продемонстрировано всеми моряками.

10-матрос: В последующие годы,  во время Севастопольской обороны 1854-1855 гг. П.С. Нахимов правильно оценил стратегическое значение Севастополя и использовал все имевшиеся у него силы и средства для усиления обороны города. Занимая должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 года командира Севастопольского порта и военного губернатора, Нахимов фактически с самого начала обороны Севастополя возглавлял героический гарнизон защитников крепости, проявил выдающиеся способности в организации обороны главной базы Черноморского флота с моря и с суши.

11 матрос:   Отличный моряк, видевший в службе на флоте единственный смысл и цель своей жизни, П. С. Нахимов, наряду с самобытным дарованием флотоводца, обладал редким даром привлекать к себе сердца подчиненных. Офицеры и особенно матросы любили П. С. Нахимова за подлинное горение, за неподдельный самозабвенный героизм, за глубокую привязанность к морякам, с которыми делил он труды и опасности, радости и горе. Личный пример адмирала воодушевлял всех севастопольцев на героические подвиги в борьбе с врагом. В критические минуты он появлялся в самых опасных местах обороны, непосредственно руководил боем. Во время одного из объездов передовых укреплений 11 июля (28 июня) 1855 года П.С. Нахимов был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане.

Демонстрация портрета П.С.Нахимова

Нахимов является ярким примером служения Родине, примером преданности долгу и чести русского флота. Имя адмирала Нахимова близко и дорого гражданам России.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 года учреждены ордена Нахимова 1-й и 2-й степени и медаль Нахимова. Созданы нахимовские военно-морские училища. Имя Нахимова было присвоено одному из крейсеров советского Военно-Морского Флота. В городе русской славы Севастополе П.С. Нахимову в 1959 году был воздвигнут памятник.

Демонстрируется изображение памятника П.С.Нахимову.

В системе государственных наград РФ сохранен военный орден Нахимова.

На экран проецируется изображение ордена Нахимова.

12 матрос:

                   Пускай во всем, чем жизнь полна,

                   Во всем, что сердцу мило,

                   Нам будет памятка дана

                   О том, что в мире было.

 

 

                   Затем, чтоб этого забыть

                   Не смели поколенья.

                   Затем, чтоб нам счастливей быть,

                   А счастье  не в забвенье!

                                                                  А.Твардовский

 

Приложение №__1_

Программа спортивных соревнований, посвященных героическому подвигу русских моряков в Синопском сражении

  1. Кросс 2000, 3000 метров.
  2. Метание гранаты в цель.
  3. Метание гранаты на дальность.
  4. Стрельба из пневматической винтовки по качающейся мишени.
  5. Оказание первой медицинской помощи при ранении в голову (чепец).
  6. Переноска пострадавшего.
  7. Перетягивание каната.

Участники: Команды учащихся 8 – 11 классов в составе 4-х юношей и 3-х девушек.

Приложение №__2_

Историческая викторина «Военно-морской флот России»

  1. Какие государственные награды носят имя П.С.Нахимова?
  2. Когда появился на флоте головной убор под названием «бескозырка»?
  3. За какое морское сражение в русском флоте было учреждено «гвардейское»  звание?
  4. Назовите выдающихся русских флотоводцев – современников П.С.Нахимова.
  5. В каком звании руководил Синопским сражением П.С.Нахимов?
  6. От какого слова происходит воинское звание «адмирал»?
  7. Каково назначение круглых нарукавных знаков на морской форме?
  8. Что означают разноцветные флажки, вывешенные на фалах на военно-морских кораблях?
  9. Кто из ваших родственников служил в военно-морском флоте, где и на каких кораблях?
  10. Назовите крупные победные сражения русского военно-морского флота.

Приложение №_3__

Ответы на историческую викторину «ВОЕННО-МОРСКОЙ  ФЛОТ  РОССИИ»

  1. Орден  Нахимова 1 и 11 степени. Медаль Нахимова.
  2. Бескозырка в Военно-морском флоте появилась в начале Х1Х века.
  3. Наваринское сражение в 1827 году, 8 октября.
  4. М.П.Лазарев, В.И.Истомин, В.А.Корнилов, Ф.М.Новосильский.
  5. Синопским сражением П.С.Нахимов руководил в чине «вице-адмирала».
  6. Слово «адмирал» происходит от арабского «амир аль бахр», что означает «командующий», «владыка на море».
  7. Нарукавные знаки на форме моряков означают специальности на корабле.
  8. Разноцветные флажки на кораблях означают специальную азбуку из 59 флагов. Больше половины имеют буквенные значения, 10 – цифровые, остальные – специальные.
  9. Ответы учащихся.
  10. Гангутское сражение (26-27 июля 1714г.), Наваринское сражение (08.10.1827г.), Чесменский бой (24-26 июня 1770г.), Синопское сражение (18.11.1853г.).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Журнал «Военные знания» № 5 – 1989г.
  2. Журнал «Военные знания» № 8 – 1988г.
  3. Журнал «Военные знания» № 3 – 1990г.
  4. Настольный календарь, 1987 год, Москва, Издательство политической литературы.
  5. Школьная энциклопедия «История России ХУ111-Х1Х веков», Москва, 2003г.
  6. «Рабочая  тетрадь по ОБЖ», Москва, «Дрофа», 2002г.
  7. Журнал «Преподавание истории в школе» № 2 – 2004г.
  8. Журнал «Преподавание истории в школе» №  3 – 2006г.
  9. Журнал «Родина» № 3 – 4 – 1995г.
  10. Журнал «Родина» № 7 – 2000г.
  11. А.Т.Смирнов «Основы военной службы», г.Москва, «Дрофа», 2004г.
  12. Детская энциклопедия «Я познаю мир» - история, г.Москва, «АСТ», 1996г.
  13. Атлас истории России, г.Москва, 1988г.
  14. А.Ф.Сорокин «С песней по жизни», г.Воронеж, 1996г.
  15. «Сто великих битв», Москва «Вече», 2002г.