История Богословской школы

Глава I

Читатель, которому небезитересна история развития образования в России и в Сибири в частности, должен помнить, что впервые в России церковно-приходские школы были введены в 1805 г., но широкого распространения тогда не получили. К началу 1880-х гг. все такие школы в Тобольской губернии закрылись, принеся, по словам Б. И. Сциборского, лишь «сомнительную пользу» делу народного образования, не оказав ему «никакой заметной услуги». В 1884 г. Русская православная церковь сделала вторую попытку организации церковно-приходских школ в империи. О судьбе этой попытки на западносибирской почве и повествует статский советник Сциборский в своем отчете.

В июне месяце 1884 года Святейшим Синодом были изданы правила, которыми на духовенство, между прочими обязанностями, возлагалось и обучение крестьян грамоте, с каковою целью предполагалось открывать церковно-приходские школы. Тобольская духовная консистория, в исполнение указа Святейшего Синода, в постановлении своем, напечатанном в № 20-м «Тобольских епархиальных ведомостей» 1884 года (с. 172), как бы предвидя затруднения в равнодушии священников, обещалась: «Всех священнослужителей, которые сочувственно отзовутся на настоящее приглашение (устройство церковно-приходских школ), епархиальное начальство будет возвышать по службе и отличать от нерадивых», — и наблюдателями за открывающимися школами назначила благочинных. Но такой консисторский указ, обещавший отличать священников, усердных в открытии школ, подействовал не особенно успешно: школы открывались очень медленно, и духовенство не представляло даже сведений, требуемых распоряжениями начальства, что видно из журнала Епархиального училищного совета от 30 ноября 1884 года. «В числе первых затруднений явилось отсутствие сколько-нибудь сносных помещений для школы; большая часть их — это убогие деревенские хижины: ветхи, грязны, темны и в особенности тесны почти повсеместно; в большинстве случаев классные комнаты занимают от 5 до 6 аршин в длину и ширину, при значительном количестве детей, размещенных иногда на полу, причем воздух бывает крайне испорчен. При посещении церковно-приходских школ встречались такие, в которых по тесноте письмом могут заниматься только через одного» (ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕВИЗИИ Б.И. СЦИБОРСКОГО)

«Что же касается классной мебели, то в большинстве школ для этого служат кухонные столы, из которых одни слишком высоки для детей, а другие слишком низки, а в школах грамотности не встречается и такой мебели. Вообще устройство школьных помещений составляет самую трудную часть осуществления мер к правильной и лучшей организации церковно-приходских школ со стороны заинтересованных этим делом лиц.

Второе препятствие к более правильной организации школ — это плохой состав учителей и учительниц, нанимаемых за ничтожную цену [в] 5—8 и 10 руб. в месяц: за такое ничтожное вознаграждение почти невозможно приискать удовлетворительного учителя. Епархиальная власть, изыскивая средства для возможно большего по числу открытия церковно-приходских школ, не может или забывает увеличить несоразмерное с трудом содержание учащих; а потому она никогда не может рассчитывать иметь усердных и даровитых учителей; дешевизна — очень опасное явление для школы». Зверев Владимир Александрович «Сибирский педагогический журнал» № 1 / 2004.  «Школ в сельской местности было мало, а в переселенческих селениях они вообще были редкостью, и большинство детей в них не учились. Если кто и ходил в школу, то всего год – два, чтобы только уметь читать, писать, считать, да выучить несколько молитв. Считали, что всему, что нужно для жизни, можно научиться и без всякой школы, в семье, в общине. Многие родители полагали, что их чадо став грамотным, отойдёт от крестьянской жизни. Существовало мнение, что «неграмотный сын крепче за соху держится» («История Сибири» М. Зуев,)

Со временем ситуация несколько меняется в лучшую сторону для образования: «…тяга народа к образованию возрастала, увеличились пожертвования на школы, как в городе, так и в сельской местности. Газета «Томские губернские ведомости» за 1882 год №33 отмечала: «Теперь и безграмотный начинает сознавать великую пользу обучения, и спешит, если только возможность, послать сына или дочь в школу».

В некоторых приходах общество относилось к церковно - приходским школам хорошо, предоставлялись помещения учителю и школе, помогали ей материально. Частные лица давали пожертвования. Многие священники открывали школу в собственном доме. Постепенно число школ росло. Они создавались практически во всех приходах. В конце века стали строить собственные здания для школ. Появление церковно – приходской школы в селе Густафовском было продолжением политики государства и церкви в области развития образования.

Глава II

К концу XIX века среди населения села Густафовское возникла необходимость в обучении элементарной грамотности молодого поколения. По - этому при церкви была организована церковно – приходская школа. Скорее всего, она уже действовала и при сгоревшей 6 декабря 1896 года церкви. ( По М. Куроедову в 1899г.) Возможно, в той школе учился житель нашего села, Сахнов Семён Васильевич, 1884 года рождения, об этом он рассказывал в своих воспоминаниях. Он так же указывал, что его сестра училась уже в простой начальной школе, а не церковной. В церковно – приходской школе учились и его будущие собратья по оружию в Первой Мировой войне Боков А.А., Ильин Я.П., Сергиенко С.И., а в составе казачьих войск воевал Белоусов Н.А.

Один из них – Белоусов Николай Антонович

Участники 1 Мировой войны из села Богословки

В справочной книге Омской епархии указывается: « Въ селе существуетъ церковно-приходская школа, содержится на средства Епархiальнаго Совета. Учитель жалованья получаетъ 120 р. въ годъ. Зданiе подъ школой общественное». (Орфография сохранена-авт.) Возможно, одним из первых учителей в селе Густафовском был сам священник Леонид Павлович Задорин, а может и псаломщик Вениамин Михайлович Зубков.

Так примерно выглядело наше село в начале  ХХ века

Об этом же в «Очерках истории села Богословки» пишет и М.Куроедов: «Начальная школа в Богословке существовала уже в конце 19 века. Она упоминается в книгах Омской епархии за 1900 и 1912гг. …С 1920 года школа становится светской» (стр. 32). А чуть раньше в этой же  книге на стр.9 читаем: «По состоянию на 1 января 1915 года в селе действовали волостное правление (переведённое из Сыропятского села в Густафовское в 1914г.), православная церковь, государственная сберегательная касса и ссудно – сберегательное товарищество, начальная школа и несколько предприятий местной промышленности…». Трудно в таком случае точно определить момент ликвидации церковно – приходской школы и начало работы светской начальной школы.

С названием села до сегодняшнего дня нет точно установленной версии. Согласно справочной книги Омской епархии, село «по- уличному» называлось Остаховка, а в книге – село Густафовское. По версии дьякона Василия Жданова, в его рукописи «Село Богословское» от 1995 г. указывается, что по инициативе жителей 9 октября 1890 года в Престольный праздник в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова село переименовали в Богословку. Но в официальных документах это название появляется только к 20 годам 20 века. А по воспоминаниям Беляева Е.И., жители переименовали село после начала войны с Германией в 1914 году, чтобы убрать немецкое название. Так что и наша школа в разное историческое время могла называться по- разному. Из «общественного» здания школа переселяется в 20х годах в реконструированное здание бывшего волостного правления, впоследствии – здание конторы совхоза «Красное знамя», разобранное, перенесённое на бывшую колхозную пасеку  за  стройцехом и переделанное под жилой дом, где жила учительница нашей школы Пенькова Валентина Пудеевна.

В 1935 году (по М.Куроедову), школа становится семилетней. Из её стен вышли многие участники Великой Отечественной войны. Особенно хочется отметить кавалеров Ордена Славы Беляева Василия Ивановича, Ильина Андрея Яковлевича. Выпускник семилетней школы Ильин Николай Иванович, начавший войну курсантом Киевского военно-инженерного училища, закончил её в звании старшего лейтенанта, командира сапёрной роты. Он достойно представлял не только богословцев, но и всю Омскую область, гордо шагая «третьим справа в составе Белорусского фронта» на первом Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. В годы Великой отечественной войны учился в школе и работал в колхозе будущий председатель колхоза «Красное Знамя» Дмитрий Иванович Беляев.

В послевоенное время школа продолжала готовить молодых людей к дальнейшему обучению, овладению профессиями. В школы возвращались учителя - фронтовики. Отгремели победные залпы, и солдаты получили возможность возвратиться домой, к мирному труду. Житель Омской области Оранский Иван Николаевич возвращается на Сибирскую землю. В 1946 году его назначают директором Богословской семилетней школы Ульяновского района Омской области. Учителей тогда не хватало. Школа стала делом всей его жизни. В 1965 году Оранский И.Н. переезжает в поселок Кормиловка и работает учителем физики в Кормиловской средней школе №1. Умер в 1991 году. Похоронен на Кормиловском кладбище (по данным сайта Кормиловской СОШ №1).

В1961 году 15 сентября  райисполком принимает решение за №353/13 «О реорганизации Богословской семилетней школы в 8летнюю». И в 1962 году в Книге приказов по нашей школе от 28.08 появляется запись о назначении классным руководителем 8 класса Илюшиной Валентины Фроловны. А 12 июня 1963 года, согласно приказу №9 об окончании учащимися 8 класса, первые 15 учеников открыли счёт богословских восьмиклассников - выпускников. Среди них Беляев Анатолий, Ильин Геннадий, Прохоров Александр, Романов Владимир, Чупахина Елена.

Восьмилетней Богословская школа была до 1977 года. Именно в этом году выпускники 8 класса пошли учиться в 9 класс не в Ульяновскую среднюю школу, а продолжили учиться в своей родной школе. 1979 год – год первого выпуска Богословской средней школы. Это были ребята из Богословки, Ново-Московки, Ростовки, Прудков, Развязки. Школа достойно продолжила традиции старших поколений.   Среди её  выпускников есть кандидаты наук и военные медики, воины – афганцы и воины - миротворцы, участники боевых действий в горячих точках, ликвидаторы Чернобыльской катастрофы, «Заслуженные механизаторы России» и победители профессиональных конкурсов пахарей Омского района. Жизнь школы продолжается. Теперь уже ученики заканчивают 11 классов, смело смотрят вперёд в будущее и им по силам любые свершения (впрочем - как и во все времена для молодёжи).

Глава III

Судьбу школьного здания решили в конце 60-х годов. Было построено в центре села новое типовое каменное помещение, рассчитанное на сельскую 8-летнюю школу. По тем временам это было довольно хорошее здание. Просторные кабинеты, буфет, большой спортивный зал, тёплые туалеты. Невиданный в деревне до того времени комфорт. Большая заслуга в этом принадлежит директору школы Романову Александру Фёдоровичу. У школы был положен асфальт, отапливалась школа от колхозной котельной. Отпала необходимость в отоплении дровами. В школе была библиотека и пионерская комната, отличная мастерская, где находились современные верстаки для работы по дереву и станки для работы по металлу.

Со временем у школы были посажены различные деревья и кустарники, разведён хороший дендропарк, построена географическая площадка. Большая заслуга принадлежит первым восьмиклассникам, перешедшим в новое здание, Петровскому Николаю, Кашириной Галине и другим. Их класс принял самое активное участие в окончании строительства школы. По воспоминаниям бывших учеников, они убирали мусор, носили песок, глину, кирпичи, шкурили брёвна. Работы эти выполнялись не только в зачёт летней трудовой практики, но и часто добровольно. Окшин Иван, Павленко Евгений, Поддубная Елена и их одноклассники пришли "первый раз в первый класс", а приняла его Анна Николаевна Чупахина. Для простых деревенских мальчишек и девчонок новая школа казалась сказочной. И учителя старались это ощущение сказочности поддерживать. Было это осенью 1970 года.

По неполным данным, на сегодняшний день в Богословской школе работало в разное время всего около  140 человек. Директора и учителя, воспитатели интерната и групп продлённого дня, старшие пионервожатые и библиотекари. Их усилиями, старанием, творчеством, становилась и совершенствовалась Богословская школа. Традиции военно – патриотического воспитания закладывались участниками Великой Отечественной войны: Рожковым Иваном Емельяновичем, Оранским Иваном Николаевичем, Романовым Александром Фёдоровичем. В далёком 1939 году пришёл в школу после окончания педагогического училища Рожков Иван Емельянович, ставший в годы войны кавалером ордена Красной звезды, Отечественной войны и других наград. Ивану Емельяновичу приходилось вести уроки не только в начальной школе, но и в средних классах трудовое обучение, физическую культуру, физику. Уволился Рожков И.Е. по состоянию здоровья в сентябре 1974 года.

Оранский Иван НиколаевичВ 1946 году был назначен директором школы Оранский Иван Николаевич, также кавалер многих боевых наград. В его послужном списке орден Красной Звезды, орден Отечественной войны, медаль «За победу над Германией», две благодарности от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. Послужной список ветерана войны и ветерана педагогического труда продолжили медаль «За трудовое отличие», медаль «Ветеран труда СССР», медаль «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», семь юбилейных медалей. Свою трудовую деятельность Иван Николаевич окончил в Кормиловской СОШ №1.

Согласно приказу № 136 по РОНО с 6 сентября 1949 года по 1 июня 1950 года директором Богословской 7летней школы работала Лысенко Валентина Пантелеевна 1926 года рождения, переведена инспектором РОНО приказом №80 от 01.06.1950г. Она преподавала географию, историю, ботанику.

Судя по ведомости на зарплату, Лысенко В.П. сменила Фатеева Л.М., учитель истории. Она проработала директором школы до 31 декабря 1951 года.

 Приказом №231 по РОНО от 31.12.1951г. Директором Богословской 7летней школы назначена Невзорова Екатерина Николаевна, 1886 года рождения.

Богословскую семилетнюю школу к  декабрю 1952 года (согласно ведомости на зарплату)  принял Ефимов Геннадий Васильевич (только в ведомости на зарплату у него записано Ефимов Г.Ф.), проработавший директором до 1956 года. Отчество Ефимова требует дополнительного уточнения.  Он был переведён директором школы в одну из Красноярских санаторных лесных   школ. Директорскую эстафету у Ефимова Г.В. принял фронтовик 1921 года рождения, Романов Александр Фёдорович. Поиски военных заслуг Александра Фёдоровича продолжаются, но за свой труд в школе он был награждён медалью «За трудовое отличие».

Романов Александр Фёдорович

Романов А.Ф. с учащимися

Работали в нашей школе учителя, прошедшие службу в рядах Вооружённых Сил и воины запаса: Усков Михаил Леонтьевич, Красилов Владимир Анатольевич, Лацук Виктор Яковлевич, Комаров Константин Викторович, Лехнер Василий Андреевич, Поступинский Виктор Павлович, Петровский Николай Николаевич, Шилкин Александр Геннадьевич, Филиппов Виталий Иванович, Мудриченко Фёдор Фёдорович, Юршев Сергей Викторович. Они внесли достойный вклад в дело воспитания детей. В настоящее время в школе работают люди, прошедшие суровую, но замечательную школу армейской жизни: Жигаленко Константин Иванович, учитель химии, биологии, английского языка, Савенок Яков Фёдорович, учитель Основ безопасности жизнедеятельности, истории, обществознания. Многие из них с достоинством носили на груди знаки солдатской доблести, имели Грамоты и Благодарственные письма родителям за отличное воспитание сына. Материалы об их военной службе помещены в альбом «Так служат наши земляки» в школьном музее.

В хранящихся в школьном музее воспоминаниях Михаила Илларионовича Закутского имеется запись: «Я поступил в школу в 1919 году. Учился я в верхней школе. Учила нас Людмила Николаевна. В школе мы были с 8 часов утра до 4 часов дня. Был один час для обеденного перерыва. Кто жил близко, тот бегал домой, кто далеко жил – те приходили и приносили с собой есть. Дисциплина была очень строгая. Учительница могла нас наказывать, ставила на ноги в угол. В школе была полнейшая тишина. Мы боялись своей учительницы, разувались у порога, ходили по половичкам. Кататься в школьной форме мы боялись: учительница увидит. Но мы остались благодарны своей учительнице, благодаря её строгости, мы стали настоящими людьми…»

В 50 – 60е годы в школе работали Рожков И.Е., БурмистроваА.И., Звегинцева М.Е., Артищева В.И., Селезнёва Т.И., Болтенко Л.И. В 1953 году в школе начала работать Вичугского педучилища Ивановской области Закатова Г.А. Все мы её помним как Бокову Галину Алексеевну.  В 1958 году пришла работать учителем  ныне здравствующая Чупахина (Шевцова) Анна Николаевна. Это, действительно, легенда школы. За свой самоотверженный многолетний труд Анна Николаевна множество раз поощрялась руководством школы и Управления образования ценными подарками и Почётными Грамотами. Анна Николаевна награждена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Ветеран труда», четырьмя юбилейными медалями и награждена Знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года». Анна Николаевна поддерживает контакт с педагогическим коллективом, консультирует коллег при необходимости. Её уважают в школе и в районной педагогической ассоциации ветеранов педагогического труда. 16 февраля 2016 года Анне Николаевне Чупахиной исполнилось  96 лет. По традиции представители педагогического и ученических коллективов  поздравили  ветерана педагогического труда, всеми уважаемого человека.

Чупахина Анна Николаевна

В Книге приказов по Богословской школе   есть много записей о награждении педагогов школы призами, подарками и Почётными Грамотами за свой кропотливый, творческий труд. Много раз упоминается Бокова Галина Алексеевна, Шипова Лидия Петровна, Кирпичникова Галина Викторовна - Отличник народного образования, Квашнина Тамара Владимировна, Майер Галина Александровна и многие другие. Шипова Л.П. награждена медалью «За доблестный труд в честь 100 летия со дня рождения В.И. Ленина», медалями «60 лет Победы, 65 лет Победы, 70 лет Победы в Великой Отечественной войне».

После трагической гибели директора школы Романова А.Ф. уже 8-летнюю школу возглавил Юников Анатолий Григорьевич, учитель истории. Заместителем директора школы после отъезда Олег Тамары Михайловны становится Квашнина Тамара Владимировна, награждена медалью «Выставки достижений народного хозяйства» за добросовестный труд. В 60е – начале 70х годов в школе работала Мацкова Лидия Ильинична, продолжившая работать в Новомосковской, а затем в Сибирской школе №1. Её дочь Марина пошла по стопам матери и работает заместителем директора Сибирской школы №1.

В Книге приказов появляется запись о туристической поездке учеников по Советскому Союзу – Ростов, Таганрог, Краснодон. С этого времени поездки учащихся с учителями становятся регулярными. Одесса и Москва, Севастополь и Ленинград – это неполный перечень поездок.  Благодаря шефам (совхоз «Красное знамя», директор Квашнин А.П.   и директор Перетятько Г.Е.)   туристическая работа   стала важной вехой в жизни школы. Ученики побывали в разных концах необъятной России: Прибалтике (Каунас, Советск…), в Украине, в  Сочи.  На поезде путешествовали по городам Урала и Сибири. Посетили Музей янтаря, Кунгурские пещеры и др. Ученики пополняли свои знания по географии, истории, учились общаться с незнакомыми людьми.

В 1975 году, в связи с переходом Юникова А.Г. на выборную должность Председателя Богословского сельского совета школу возглавила учитель математики, Гриценко Галина Михайловна. Ей принадлежит заслуга в реорганизации школы в среднюю в 1977г. Она же организовала открытие интерната. Это было очень удобно для учеников села. Раньше им приходилось учиться в средней школе села Ульяновка. При Галине Михайловне исторические парты поменяли на столы. И в 1979 году был первый выпуск Богословской средней школы. Первым классным руководителем первого выпускного класса был Савенок Яков Фёдорович. В 1976 году в школу пришли работать Крестьянникова (Богатова) Нина Андреевна, Оболтина Татьяна Петровна, Дороненко Бэлла Александровна. В 1977 году учительские ряды пополнили Попова (Капитонова) Нина Михайловна, Савенок Татьяна Николаевна и Савенок Яков Фёдорович. Учителем географии и заместителем директора школы в 1978 году начинает работать в школе Пенькова Валентина Пудеевна, а русский язык и литературу начинает преподавать Мига Лидия Васильевна. С 1979 по 1981 год директором школы был Ермолаев Пётр Алексеевич, Отличник народного образования, учитель биологии, черчения, технического труда. Сменил Ермолаева П.А. Отличник народного образования, учитель математики Мудриченко Фёдор Фёдорович, проработавший на этом посту до 2000 года. В бытность его директором школы было пристроено новое типовое школьное здание, которое было сдано в эксплуатацию к 1 сентября 1985 года. В школе работала заместителем директора по учебно – воспитательной работе Мудриченко Юлия Ивановна, Заслуженный учитель, Отличник народного образования, в настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Её заменила в должности заместитель директора по учебно – воспитательной работе учитель русского языка и литературы Филиппова Наталья Николаевна. В 80х годах  начала работать учителем начальных классов Булейко Людмила Васильевна, ставшая впоследствии учителем русского языка и литературы и заместителем директора школы по учебно – воспитательной работе. С 2000 по 2014 год директором школы работала Почётный работник общего образования Ращупкина Галина Ивановна.

Учителя школы конца 80х годов

Начало III тысячелетия для Богословской средней школы были стремительными по темпу развития событий и насыщенными по делам учеников и учителей. С 1977 года и более 30 лет школа готовила трактористов – машинистов для сельского хозяйства. Десятки мальчишек, и даже поначалу девчата, получили удостоверения тракториста – машиниста. Многие из них работали в совхозе «Красное знамя» и других хозяйствах. О качестве подготовки можно судить по достижениям выпускников: получали звание «Гвардеец уборки урожая», «Лучший пахарь района» и другие. На районных конкурсах пахарей не раз занимали первые и призовые места Баранов Олег Александрович и Шевченко Андрей Анатольевич. Много усилий приложили к этому Петровских Н.Н., Шилкин А.Г., Сюляргин В.М., Савенок Я.Ф. Школа, учителя, ученики не только занимались учебным процессом, но и участвовали в различных конкурсах и смотрах. Сложился стабильный, творчески работающий педагогический коллектив.

В настоящее время в МБОУ «Богословская СОШ» работает пять Победителей национального проекта «Образование»: Савенок Татьяна Николаевна, Почётный работник общего образования России, Заслуженный учитель России, Рассказов Василий Афанасьевич, Почётный работник общего образования России, Жигаленко Константин Иванович, Павлючкова Светлана Сергеевна, Савенок Яков Фёдорович, Почётный работник общего образования России. В 2015 году присвоено звание Почётный работник общего образования России Юршевой Елене Фёдоровне.

В 1998 году Савенок Т.Н. впервые от школы принимала участие в районном этапе конкурса «Педагог года» и завоевала 3 место. Эстафету продолжил Рассказов В.А., дважды становившийся победителем районного этапа и призёром областного этапа «Педагог года». Призёром районного этапа «Педагог года» становилась Юникова Н.В.. В 2014 году Рассказова А.Б. победила в районном этапе и приняла участие в областном этапе «Педагог года».

В Омском районе стало традицией проводить конкурс «Лучший учитель года» Победителями становились Юникова О.Ф., Рассказова А.Б., Рассказов В.А., Юршева Е.Ф., Савенок Я.Ф., а Савенок Т.Н. стала победителем конкурса «Лучший учитель Омского района» дважды. Победителем в конкурсе «Лучший учитель образовательного учреждения» была Юникова Н.В.

В 2015 году в школе было введено звание «Лучший учитель года» с вручением специального Кубка «Лучший учитель». Почётное звание было присвоено учителю начальных классов Савенок Татьяне Николаевне.

В 2014 году в школу пришёл учителем физической культуры Терещенко Сергей Юрьевич. Под его руководством ученики достойно представляют школу на спортивных соревнованиях. Сергей Юрьевич за короткое время сумел заслужить уважение коллег.

С 2014г. по настоящее время школу возглавляет Рассказов Василий Афанасьевич, Почётный работник общего образования России. Несколько лет назад школа перешла на новые образовательные стандарты – ФГОС. Это новая ответственность за учебно – воспитательный процесс, новые требования к педагогам. И педагогический коллектив с честью справляется с поставленными перед ним задачами. Абсолютное большинство учителей имеет высшее педагогическое образование, более половины – высшую квалификационную категорию по должности «учитель». Такому коллективу посильны любые поставленные современным обществом задачи.

Глава IV

«Школа славится своими учениками,

Народ славится своими учителями…»

Глава про учителей в основном написана. Рука так и тянется к описанию деятельности учеников XXI века. Может быть, они и хотят это услышать? А может пойти глубже в историю? Начнём, наверное, издалека. После основания нашего села Густафовское в 1853 году прошло около 40 лет до открытия в селе церковно – приходской школы. Но, вероятнее всего, среди основателей села были грамотные люди, могущие делать какие - то записи, расчёты по хозяйству. В книге «Очерки истории села Богословка» М. Куроедова мы читаем: «Новосёлы внимательно осмотрели место будущей деревни и отведённые им угодья, после чего дали расписку о согласии поселиться на выделенном для них участке». Это аргумент в пользу наличия какого – то числа грамотных крестьян. В таком случае, может возникнуть вопрос: а как получили образование и где крестьяне - переселенцы? Как передавали азы грамотности своим детям? Ведь упоминаний о наличии школ в Сыропятской волости в этот момент пока не найдено в архивах. Скорее всего, это было домашнее обучение, старшие обучали младших определённому минимуму. А тогда где получили образование старшие? Проведём небольшие математические расчёты. Переселенцам из европейской части Российской империи в 1853 году было, как правило, от 40 до 60 с небольшим лет. Это были люди, могущие участвовать в Отечественной войне 1812 года в возрасте около 20 лет и в качестве солдат и в качестве ополченцев. Именно в эти годы простые крестьяне могли получить определённое начальное образование в солдатских школах. Грамотность среди солдат была в некоторых случаях просто необходима. Это могли быть специалисты для артиллерии, фуражиры, квартирмейстеры и другие. А значит, мы можем предположить, что среди жителей нашего села, то есть его основателей, могли быть участники героических свершений нашего народа по отпору полчищам Наполеона, Бородинского сражения и даже заграничного похода 1813-1814 года. По данным «Омского историко – краеведческого словаря» 1994 года, во время Отечественной войны 1812 года даже из Омского округа по Манифесту от 6 июля 1812 года было поставлено 2152 солдата в народное ополчение, большей частью из крестьян. А что тогда говорить о воронежских, тамбовских, курских крестьянах, основателях нашего села. Они практически были в гуще событий этой войны. Крестьяне Гайворонского уезда Курской губернии, Острогожские и Бирючинские Воронежской губернии Кондратий Гущин и его сын Яков, Роман Андреевич Чечелев, Филип Климентьевич Бреусов, Афанасий Ча(е)фонов и его сын Родион, Пётр Сахнов могли быть современниками эпохи «Наташи Ростовой и Пьера Безухова».

 В книге М. Куроедова «Истрия Омского района» указывается, что после 15 лет со времени основания нашего здесь жил 651 человек. Можно предположить, что из этого количества кто – то был грамотным и передавал грамоту другим. При подтверждении версии о зарождении церковно – приходской школы в 1896-1898 годах мы можем утверждать, что в русско – турецкой войне второй половины XIX века ученики – богословцы участия не принимали, а вот кто – нибудь из жителей вполне мог. Русско – японская война 1904 – 1905 годов также обошлась без наших учеников, так как им было в это время по 8-10 лет. Но в книге М. Куроедова «История Омского района» упоминается, что жители села Густафовское могли участвовать в этой войне. В селе к началу войны было 184 двора и 1404 жителя. А в феврале 1904 года стали формироваться 3 и 4 Сибирские корпуса, в состав которых вошли омские формирования: 10й Сибирский пехотный полк, запасной батальон, 4 пеших батальона, казацкие полки. Неувядаемой славой покрыли себя сибиряки в этой войне. Многие сложили головы на полях сражений. Много офицеров и солдат были награждены за храбрость. В бою у Чемульпо на крейсере «Варяг» принимал участие матрос 1й статьи Ф.Е. Михайлов (умер в Любинском районе). Те, кто вернулся домой в Густафовское, рассказывали молодому поколению о подвигах русских людей. Дети могли быть свидетелями и участниками сбора средств для помощи семьям призвавшихся на войну, погибших и покалеченных. Жители Омского уезда внесли значительный вклад в заготовку хлеба, мяса, фуража для армии. Собрано было свыше 111489485 рублей, отправлено посылок на 17000 рублей. Такие примеры проявления патриотизма не проходили бесследно для Густафовских детей. Ведь и их вклад был в общее дело на благо Родины.

В глинобитных домах – мазанках жили многие ученики школы

Первая Мировая война явилась суровым испытанием для всех народов Российской империи. На фронт с немцами, или как говорили сибиряки с «германцем» или с «ерманцем» уходили и мужчины села Густафовского. Мобилизация в Омске была объявлена 18 июля, а с 19 июля 1914 года началось формирование воинских подразделений. Призывалось население Омска и его окрестностей. Как указывается в Омском историко – краеведческом словаре «в армию призывались и свободные от призыва ратники, добровольно пожелавшие служить». Ушли на войну защищать «царя и Отечество» и бывшие ученики церковно – приходской школы Сахнов Семён Васильевич, Сергиенко С., Беляев Ефим Иванович, Боков А.А. Список пока далеко не полный, поиск участников Первой Мировой войны продолжается.

Дети Густафовской школы (а по воспоминаниям Беляева Е.И. село в начале войны переименовали в Богословку, чтобы убрать немецкое название) вероятно, как и по всем учебным заведениям Омской губернии, участвовали в сборе средств на нужды обороны и для помощи прибывающим беженцам из районов военных действий. Возможно, тогда в наше село прибыли беженцы из Прибалтики, дети которых пополнили список школьников. Выезжать прибалтийские семьи с детьми стали в 50х годах, о чём есть записи в школьной Книге приказов за 1954 – 1956 годы.

В воспоминаниях Боковой Галины Алексеевны есть рассказ о том, что её свёкр – Боков А.А. участвовал и в Гражданской войне, даже одно время скрывался от мобилизации в колчаковскую армию. Вероятно, в Гражданской войне принимал участие и Сергиенко С. К

1915 году в нашем селе действовала уже обычная начальная школа. Об этом мы читаем в книге М. Куроедова «Очерки истории села Богословка»: «По состоянию на 1 января 1915 года в селе действовали волостное правление (переведённое из Сыропятского села в Густафовское в 1914г.( авт.), православная церковь, государственная сберегательная касса и ссудно – сберегательное товарищество, начальная школа и несколько предприятий местной промышленности…». Общего списка грамотных в данный период нет, но по перечню учреждений можно сделать вывод, что жители села в большинстве своём были грамотными, и школа этому содействовала немало.

Начало работы светской начальной школы пока документально точно не установлено, так же, как и не установлены имена первых учителей. Но вот по воспоминаниям старейшей жительницы и учителя Чупахиной Анны Николаевны с 20х годов и более 16 лет работала в школе учителем Муткова или Маткова (имя и отчество не установлены). Кто бы они ни были – первые учителя первой половины XX века, они воспитали достойнейшее поколение – поколение защитников Родины!

Первые комсомольцы села – бывшие ученики церковно – приходской школы: Беляев Е.И., Сахнов С.В., Черемисин А., и возможно Закутский М.И. на встрече в школе с учениками в 1968 году

Всех перечислить очень трудно. Но можно назвать наиболее известные имена в нашем селе. Сразу извинюсь перед родственниками тех, кого я здесь не назову. Старейший учитель нашей школы Рожков Иван Емельянович, кавалер ордена Красной звезды, выпускник Богословской семилетней школы (школа получила этот статус в 1935 г) ставший учителем в 1939 году. Ушёл защищать Родину с первых дней Великой Отечественной войны. Его родной брат Дмитрий Емельянович, награждён многими боевыми наградами.

Рожков Иван Емельянович с учениками

Выпускник школы Окшин С.И. – кавалер ордена Красной звезды – защитник столицы нашей Родины Москвы. Павленко Роман Григорьевич, учившийся в Богословской начальной школе – кавалер ордена Славы III степени. Фронтовой разведчик, выпускник школы, Ильин Андрей Яковлевич, кавалер боевых наград и в том числе ордена Славы III степени. А на груди у бывшего ученика нашей школы Шевцова Сергея Антоновича сияли медаль «За отвагу», два ордена Славы III степени, медаль «За освоение целинных земель» и другие правительственные награды. Орден Славы III степени сиял и на груди Беляева Василия Ивановича, умершего от ран через год после окончания войны. В довоенное время окончил нашу школу Ильин Николай Иванович. Учился в Омске, в 1940 году уехал поступать в Киевское военное инженерное училище, успешно начал осваивать военную профессию. В 1941 году встретил фашистов на границе, при строительстве оборонительных сооружений. Прошёл всю войну от начала до Победы сапёром от курсанта до старшего лейтенанта, командира сапёрной роты. На его счету тысячи установленных и обезвреженных боеприпасов. За мужество и героизм награждён двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны I степени и другими боевыми наградами. Закончил службу в рядах Вооружённых Сил в звании полковника. Николай Иванович – единственный житель Богословского сельского совета (из которого он уехал в 1940 году) участник первого Парада Победы 24 июня 1945 года. Как он сам пишет в своей книге «Записки сапёра», «…шёл я третьим справа в третьей шеренге 3 Белорусского фронта…». Эту книгу он подарил в школьный музей Богословской средней школы. Его родной брат Григорий Иванович Ильин, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной звезды, также учился до войны в нашей школе.

Школа военных лет дала нашей стране работников разных отраслей народного хозяйства. Большинство парней прошли армейскую школу жизни. Среди них Дмитрий Иванович Беляев.Во время войны он хотел бросить школу и пойти работать в колхоз для победы над фашистами, поддержать своим трудом воюющих братьев. Но его учительница и мать уговорили Дмитрия продолжить учёбу. Он совмещал учёбу и работу в колхозе, выполнял различные посильные работы. После войны Дмитрий Беляев отслужил три года на Дальнем Востоке, вернулся в родной колхоз, включился в трудовую деятельность. Возглавлял работу колхозной пасеки. Был председателем колхоза имени Микояна, управляющим первого отделения в совхозе «Красное знамя» после реорганизации колхоза в совхоз. Награждён правительственными наградами за самоотверженный труд.

В начале 50х годов закончила семилетнюю школу Фоминская Валентина Фёдоровна, рано потерявшая отца – Фоминский Фёдор погиб в 1943 году. Она работала в колхозе имени Микояна учётчиком, долгое время возглавляла совхозную столовую,  которая вовремя и качественно обеспечивала рабочих во время полевых работ вкусными завтраками, обедами и ужинами. Под руководством  Валентины Фёдоровны  была оформлена красавица столовая и открыто совхозное кафе, которое с удовольствием посещали жители нашего села и гости по вечерам.

Долгое время возглавляла почтовое отделение Богословское Евтухова Галина Николаевна, бывшая ученица нашей школы. Честная, добросовестная труженица. Односельчане её очень уважают и благодарны Галине Николаевне за чуткость, внимание к посетителям.

В свою родную школу пришли работать бывшие ученицы после окончания учебных заведений Мацкова Лидия Ильинична и Майер Галина Александровна. И уже их ученики вспоминают тёплыми словами своих новых учителей, вложивших в младших односельчан душу и терпение, любовь и сопереживание.

Многие  выпускники восьмилетней школы пополнили ряды учебных заведений города Омска, часть училась в Ульяновской средней школе, часть осталась работать в родном хозяйстве. Профессии выбирали разные. Механизаторы, водители, работники животноводства и полеводства, работники торговли и питания. Бухгалтеры, учётчики, делопроизводители, агрономы, инженеры, учителя, военные – они честно и добросовестно работали на благо Родины.

Много лет отдал работе  в совхозе Петровских Николай Николаевич, инженер по сельскохозяйственным машинам, мастер производственного обучения в Богословской средней школе, ликвидатор последствия Чернобыльской катастрофы в 1986 году, награждённый правительственными наградами СССР и России.

Механизатором, водителем в совхозе «Красное знамя», мастером в системе ЖКХ работает  Поддубный  Дмитрий Николаевич, сын фронтовика. Много лет в системе торговли проработала  Черноусова Тамара Петровна. Покупатели всегда в магазине встречали её улыбку и приветливость. Заслуженным уважением у односельчан пользуется Каширина Галина Дмитриевна, делопроизводитель, секретарь, заведующая военно – учётным столом. Не одно поколение богословских парней она отправляла с добрыми напутственными словами в ряды Вооружённых Сил. Выпускники нашей школы братья Владимир и Василий Дубины, Николай и Владимир Ленские, Владимир и Александр Овчеренко и многие другие успешно трудились и в совхозе «Красное знамя» и на других производствах.

И вот наступил 1977 – 1978 учебный год. Ученики, родители, учителя, все были рады этому событию. Рады ещё и потому, что впервые дети пошли в 9 класс в свою родную школу, а не в Ульяновскую. Школа получила статус средней. Большая заслуга в этом принадлежит директору школы Галине Михайловне Гриценко, заместителю директора школы Квашниной Тамаре Владимировне, Председателю сельского совета Юникову Анатолию Григорьевичу. С этого времени не нужно было ехать в Ульяновку или в город Омск, чтобы получить среднее образование.

Гордо стояли на линейке Наседкин Владимир и его родная сестра Ирина, Тамара Павленко, Ольга Лобоцкая, Светлана Бухмарёва и другие ребята из Богословки. Рядом с ними стояли ученики из Ново - Московки Вера Мироненко, Коля Черномазов, Дима Рябов и другие юноши и девушки, пришедшие учиться в нашу школу ещё и из Прудков, Ростовки, Развязки. Богословская средняя школа дала достойную путёвку в жизнь своим первым выпускникам. Военный медик Марина Малыгина, работник правоохранительных органов Вера Мироненко, работники образования и культуры Наседкин Владимир и Наседкина Ирина. Работники сферы обслуживания и инженерно – технические работники, экономисты, механизаторы – все они нашли достойное применение в жизни своим знаниям, полученным в школе. В селе остался и работает механизатором Кошкин Борис Фёдорович, не изменивший однажды выбранной профессии механизатора, всеми уважаемый человек.

Учащиеся нашей школы изучали историю своей страны не только на уроках, они совершили много поездок по историческим местам своей Родины. Много раз бывали на экскурсиях в городе Омске, совершали походы по родному краю. В 1997 году группа учащихся старших классов под руководством учителей Савенка Якова Фёдоровича и Филиппова Виталия Ивановича совершила трёхдневный военно – спортивный поход по родному краю. К ним присоединились учащиеся Сибирской школы №1. В программе похода были занятия по туристической техники, спортивные состязания. Наверное самым интересным для всех был приезд военнослужащих  из 242 учебного центра  ВДВ. Они провели учебную тревогу, занятия по устройству оружия, тактическую игру на местности. Каждый учащийся получил возможность подержать в руках боевое оружие и даже произвести стрельбу холостыми патронами. Во время тактических занятий учащимся пришлось копать окоп для стрельбы лёжа в лесу, при этом отлично справились с заданием Шилкин Сергей и Савенок Сергей. А девушки приготовили концерт и совершили выезд концертной бригадой не только в лагерь , где располагались участники похода, но и выступили перед механизаторами совхоза «Красное знамя», занятыми в это время на полевых работах в Зелёной Роще.

Военно – спортивный поход 1997

Идут годы, меняется жизнь. Меняются условия обучения и аттестации учащихся. В школе появляются первые компьютеры. Учителя переучиваются для проведения занятий по новым технологиям. Вернулись в свою родную школу Жигаленко Константин Иванович, Юршева Елеа Фёдоровна, Плеханова Людмила Сергеевна, Мудриченко Олеся Фёдоровна. Старинская Наталья Викторовна, Терещенко Сергей Юрьевич. Работали в своей школе Каплун Нина Викторовна, Лобановы Нина и Вера Александровны, Дороненко Наталья Олеговна.

С 2004 года появляется новая форма аттестации выпускников – Единый Государственный Экзамен. Смело пошли на него Герлинская Екатерина, Окшин Илья, Батухтина Татьяна, Косарев Александр и их одноклассники и с достоинством выдержали новые испытания. Практически все поступили в высшие и средне – специальные учебные заведения.

И вот уже для девятиклассников наступила новая форма испытаний –ГИА- Государственная Итоговая Аттестация. Теперь и им приходиться прилагать дополнительные усилия для преодоления очередного образовательного рубежа.

Наши ученики с достоинством и честью поддерживают имидж  своего учебного заведения. Золотые и серебряные медалисты, участники муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, призёры и победители – они приносят славу своей школе, учителям, родителям. С золотой медалью закончили школу Войтович Марина, Губич Анастасия. Серебряные медалисты – Денисенко Наталья, Квинт Надежда, Шипов Сергей, Дерюга Марина, Шилкина Татьяна, Воронова  Надежда, Соболева Марина, Борисов Павел, Борисова Любовь, Дерюга Екатерина, Рекаев Владимир, Копылова Дарья, Юршева Ксения.

За отличные успехи в учёбе и общественной жизни Губернаторскими  стипендиатами  становились Рандовцев Сергей в 2008 году и Копылова Дарья в 2015 году. 14 учащихся становились стипендиатами Главы Омского муниципального района.

Ученики нашей школы честно исполняли свой гражданский и воинский долг в Вооружённых Силах СССР и России. Воины – интернационалисты, участники боевых действий в Афганистане, Красноголовенко Владимир Николаевич, Зубков Александр Николаевич и Баранов Сергей Александрович, награждены правительственными наградами Афганистана, СССР и  России.

Красноголовенко Владимир Николаевич.(За мужество и героизм сфотографирован у развёрнутого Гвардейского Боевого Знамени вой части) Зубков Александр Николаевич.(Центральное место среди наград занимает медаль «За боевые заслуги) Баранов Сергей Александрович

Мудриченко Григорий ФёдоровичДалеко за пределами родной страны, в Косово, выполнял боевые задачи в составе Миротворческих сил ООН  с июля 2000 до июня 2001 года в должности заместителя командира роты охраны 15 группы охраны обслуживания российского воинского контингента под девизом KIFOR Мудриченко Григорий Фёдорович, неоднократно награждённый правительственными наградами.

Сергей Варлаков и Игорь Золотарёв – им приходилось не раз бывать в местах зарождающихся конфликтов на территории СССР в качестве миротворцев, рискуя собственной жизнью. Суровую школу армейской жизни прошли на Северном Кавказе наши ученики. В Богословской средней школе в начальных классах учился  Бизяев Владимир Викторович.  Именно в этом возрасте уже закладываются основные понятия Родина, долг, честь. И он до последней капли крови выполнил свой долг, погиб от пули чеченского боевика в бою 9 февраля 1995 года. Вечная память и слава таким воинам! Мемориальная доска с именем Бизяева Владимира  установлена на здании Сибирской школы, где он продолжил учиться после переезда родителей в Ново – Московку.

Никакие испытания не сломили силы духа наших бывших учеников. Они все с честью и достоинством выполнили свой долг перед Родиной, не уронив славы отцов, дедов и прадедов. Черноусов Сергей Владимирович,  Кооп Андрей Дмитриевич,  Кооп Евгений Дмитриевич, Прядин Павел Фёдорович, Герман Максим Евгеньевич, Чередов Николай Викторович – их воинский и гражданский подвиг всегда будет примером для подрастающего поколения.

В последние годы отслужили в рядах Вооружённых Сил России: Иванов Никита Юрьевич – награждённый медалью за образцовое выполнение заданий командования по спасению людей во время стихийного бедствия, Насибов Заман Агакишевич, Баранов Артём Валерьевич, Наумов Кирилл Андреевич, Цыганков Павел Михайлович, Блок Артём Константинович.

В 2016 году проходят военную службу: Мичурин Виктор Александрович, Уфимцев Александр Геннадьевич, Рандовцев Виктор Викторович, Васильев Илья Николаевич.

Учащиеся Богословской средней школы и сегодня изучают военное дело в рамках предмета Основы безопасности жизнедеятельности, который много лет преподаёт Савенок Яков Фёдорович. По окончании 10 класса юноши проходят военно – полевые сборы в течение 5 дней. Изучение Уставов ВС России, тактическая, физическая, огневая подготовка – эти дисциплины знакомят учащихся с азами военной службы. Результаты сборов фиксируются, и все данные передаются в районный военный комиссариат для занесения их в личные дела призывников.

Есть такая поговорка «Где родился, там и пригодился». Её как нельзя лучше оправдывают наши ученики, оставаясь работать в родном селе. В Администрации Богословского сельского поселения не один год успешно работают Войтович, Ирина, Викторовна, Соколова  Оксана Владимировна, Карасёва Наталья Петровна, Ленская Наталья Николаевна. Выпускница Богословской средней школы Руль Лариса Владимировна является заместителем Главы Администрации Богословского сельского  поселения.  Шаханина Станислава Андреевна возглавила местное почтовое отделение и уже заслужила у посетителей уважение за своё отношение к людям и к своей работе.

Преображается внешний и внутренний вид школы, совершенствуется система обучения и воспитания в соответствие с новыми условиями. Школа, учителя, ученики устремлены вперёд, не останавливаются на достигнутых рубежах. И богословцы ещё будут гордиться настоящими и будущими учениками и учителями своей школы.