Второе столетие по школьной тропинке…

«...если останется жить  земля — высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя».

Р. Рождественский

Необходимость осмысления перемен, происходящих в современном образовании, очевидна. На смену педагогики грамотности, когда система знаний, умений и навыков рассматривается как конечная цель, приходит гуманно-личностная педагогика, в которой абсолютной ценностью признан Ребёнок в процессе его ''возрастания до идеального ОБРАЗА''.

''Жизнь человека, - писал Л.Н. Толстой, - есть стремление к благу''. Исходя из этого, в качестве основной цели, которой должна следовать школа, гуманно-личностная педагогика рисует перед собой ОБРАЗ Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина.

Не может быть полноценного образования без воспитания личности. Хочется  вспомнить замечательные слова классика научной педагогики А.С. Макаренко: «Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Вытекает закономерный вопрос: Кто будет рядом с ребёнком в процессе его развития и становления  как личности?  По данным социологических и психологических исследований оказалось, что главными факторами становления смысла жизни человека являются пример родителей и общение со сверстниками. Что касается такого важного фактора, как общение с педагогами, то он традиционно не занимает выше третьего места. Между тем совершенно ясно, что одно из направлений в воспитательной работе педагога как раз и состоит в том, чтобы помочь ребенку задуматься над проблемой смысла жизни, осознать ее значимость, сформировать общие понятия о смысле жизни и сформулировать смысл собственной жизни.

А как люди приходят в педагогику, где начинается и развивается их система смыслообразующих понятий, которые педагог передаёт детям? Ответ на этот вопрос у каждого из нас, педагогов, может быть разным. Но очень часто мы сталкиваемся с ответом о формировании стремления пойти по учительской стезе в домашней среде, в примере своих родителей служению этой благородной и необходимой человечеству профессии. И вот уже появляется педагогическая династия. По стопам родителей или родственников идут продолжатели профессии.  По опросам социологических исследований они включают педагогическую деятельность в состав смысложизненных ориентаций. Они считают, что работают учителями по призванию. Именно пример старших товарищей, чаще родителей,  любовь к детям, всё это повлияло на выбор педагогической профессии. Обучение в вузе, по их мнению, способствует приобретению навыков и продвижению к вершинам своей будущей педагогической деятельности.

В нашем районе много педагогических династий работает в системе образования. Есть они и в нашей школе. Стаж у всех конечно разный, но самоотверженность, служение профессии отличают этих людей. Это династии Мудриченко, Рассказовых. Наша семейная педагогическая династия, династия семьи Савенок, также в этом списке.

Основателем  династии мы считаем маму Татьяны Николаевны, Чернову ( Некрасову) Анну Тимофеевну, которая пришла в класс после Тарского педагогического училища в далёком  1947 году. Молоденькой девчонкой она приехала в деревню Кириллино, Тарского района. В первую смену к Анне Тимофеевне приходили маленькие детишки, а вечером она занималась с их родителями и подростками. Жизнь сложилась так, что вместе с мужем она уехала в Якутию и там продолжала работать в школе до 1980 года. Начальная школа, школа – интернат, восьмилетняя школа.  И везде Анна Тимофеевна училась сама и учила детей такому понятию как толерантность, потому, что учились дети и местного коренного – этнического населения. Творческий труд Анны Тимофеевны отмечен многими благодарностями и грамотами, медалями, Ветеран труда СССР. Одной из последних медалей стала медаль  70 лет Победы в Великой Отечественной войне, как труженицы тыла в годы войны.

И именно самоотверженность матери  в труде повлияла на выбор профессии учителя начальных классов  её дочерью Татьяной. О проблемах и преимуществах профессии она узнавала не понаслышке.  Татьяна поступает в Саргатское педагогическое училище в 1973 году. По окончании училища Татьяна Николаевна Савенок  пришла работать в Богословскую среднюю школу в 1977 году учителем начальных классов, где работает по настоящее время.  В 1986 году Савенок Т.Н. становится студенткой Омского государственного педагогического института, который оканчивает в 1990 году.  Учёба в институте позволила полнее и шире раскрыться возможностям педагога. За почти сорокалетний стаж работы Татьяна Николаевна сделала десять выпусков из начальных классов.  Среди её бывших учеников есть несколько последователей, пошедших по педагогическому пути. За свой творческий, самоотверженный труд Татьяна Николаевна получает сначала звание «Почётный работник общего образования, а через несколько лет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Труд педагога отмечен и занесением на Доску Почёта Омского района и на областную Доску Почёта работников образования в 2014 году, многими Почётными грамотами,  дважды  премией Главы Омского муниципального района.

Муж Татьяны Николаевны, Яков Фёдорович Савенок, пришёл в профессию не сразу. Но пример его учителей, особенно учителя истории Вставской средней школы Тарского района, Тимошенко Василия Петровича, повлиял на окончательный выбор профессии. Заочно закончив исторический факультет Омского государственного педагогического института, он стал профессиональным историком в Богословской средней школе. Начальная военная подготовка, история, обществознание – это профессиональная деятельность Якова Фёдоровича. Его труд  не остался незамеченным в системе образования. Почётные грамоты, звание «Почётный работник общего образования», премия Главы Омского муниципального района – вехи учительской деятельности.  В нашей семье есть ещё одно достижение, которым  и мы, и дети, и внуки очень гордимся: мы оба стали победителями Национального проекта «Образование».

Среди родственников нашей семьи есть тётя Татьяны Николаевны, Анна Степановна Коршунова, которая начинала педагогическую деятельность в 40-х годах  в Тарском районе, а затем длительное время работала учителем в Красноярской лесной школе Омского района. И её педагогический стаж перевалил за 30 лет.

Нам вместе приходиться заниматься не только образовательной деятельностью, но и вести воспитательную работу и в классах и в школе. Кроме того, Яков Фёдорович всё время ведёт большую общественную работу в школьном музее. Юбилейные Победные годы 2010 и 2015 активизировали работу в школе по сохранению памяти о Великой Отечественной войне и её участниках. В первую очередь это получило развитие у нас в своей семье. Наши отцы были участниками этой Великой войны и свидетелями Великой Победы в 1945 году. В семье хранили память об их деятельности,  рассказах о войне, награды, семейные реликвии. Конечно, мы говорили об этом со своими детьми, а потом и с внуками. Сыновья не стали педагогами, но выбрали инженерные профессии и по роду деятельности всё равно занимаются образовательной и воспитательной деятельностью со своими подчинёнными на работе.

Рассказы о прадедах породили большой интерес к их судьбе у наших внуков. И разговор с внуком о старой гармони, хранившейся у нас в семье, перешёл на тему войны, героизма и мужества солдат. Внук Андрей очень заинтересовался  историей фронтовой гармони, подбирал  материал, написал работу «Гармонь – оружие Победы». Эту работу он представлял на муниципальном и региональном этапах НПК «Поиск».  По решению семьи гармонь была торжественно передана в дар нашему школьному музею на хранение.  Регулярно  Андрей как экскурсовод рассказывает посетителям музея историю своего прадеда Савенка Ф.К. и его гармони, которая прошла по фронтовым дорогам.  А в 2014 году Савенок Андрей участвовал во всероссийском конкурсе  «СОХРАНИМ  ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ О ВЕТЕРАНАХ И ЗАЩИТНИКАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА» со своей презентацией «Гармонь – оружие Победы» и получил Диплом победителя в своей номинации.  Он   был приглашён на экскурсию в Москву в апреле 2015 года, где и вручены были Диплом и ценный приз. Андрей несколько лет назад посетил со своим отцом город – герой Волгоград. Результатом посещения стала не только масса впечатлений о героизме нашего народа, но и подробный фотоотчёт о памятных местах, который был оформлен в большой альбом и передан в дар школьному музею. Рассказ о деталях осмотра экспозиций на Мамаевом кургане и в городе входит в программу выступления Андрея, как экскурсовода.

Внучка Савенок Анна, ученица 5 класса, всегда с интересом слушала наши рассказы о прадедах. Она расспросила меня, бабушку и прабабушку о прадеде Фёдоре, искала архивные материалы, изучала старые семейные фотографии. Результатом её труда стало написанное сочинение «Мой прадедушка – герой». Сочинение было опубликовано в газете «Комсомольская, правда» и  участвовало в конкурсе творческих работ при подготовке второго издания Книги «Память Победы», прошло конкурсный отбор и вошло в печать. Теперь экземпляр этой книги будет храниться в её семье. В преддверии празднования 70летия Победы в школе был объявлен конкурс презентаций «Сохраним память о ветеранах». Анна Савенок  под руководством всех близких родственников приготовила презентацию «Защитники Отечества из моей семьи». Мы помогли ей найти фотографии и документы, начиная с Первой Мировой войны. Всего в презентации рассказывается о 39 защитниках нашей страны, воевавших, служивших и служащих в настоящее время в Вооружённых Силах страны. С этой презентацией Анна неоднократно выступала перед учениками и гостями школы. Материал можно посмотреть на школьном сайте.  

Кем станут наши внуки в будущей профессиональной деятельности сказать сейчас трудно. Внук Андрей с интересом занимается на уроках  ОБЖ. Особенно его увлекает раздел медицинской подготовки и здорового образа жизни. Возможно, он выберет профессию преподавателя ОБЖ или медицинского работника. Внучка Анна уже сейчас говорит, что она хочет стать или учителем начальных классов, как бабушка, или учителем математики. Мы не отговариваем их от выбора, главное, чтобы он сделан был искренне, с любовью к будущей деятельности и  с любовью к детям.

Презентации Савенок Анны  легла в основу мастер – класса, который мы провели  для родителей начальных  классов по теме «Как приготовить материал о фронтовиках». Результатом стало создание презентаций о своих родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны, написание сочинений о прадедушках и защита творческих работ на общешкольном мероприятии. Презентация ученицы 2 класса Науменко Екатерины выставлена на школьном сайте. Ученики 2 класса под руководством своего учителя Савенок Т.Н. создали презентацию об улицах города Омска, носящих имена Героев войны и богословцах,  награждённых орденами Славы. Дети обратились к местной Администрации называть новые улицы поселения именами орденоносцев – земляков. Эта презентация выложена также на школьном сайте. В нашей школе в представлении своих творческих работ об  истории родных – участниках войны, участвовали многие ребята в разных номинациях. Презентации представили Миллер Софья, Гриценко Дарья. Написали сочинения Хрипушин Александр, Дубков Илья.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Наша профессиональная деятельность, основанная на осознанном выборе системы своих смысложизненных ориентаций направлена, наверное, в первую очередь на формирование в семье понятия семейная культура. Мы относим к понятию  семейная культура  такие положения: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;  понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Основополагающим должно стать стремление сделать добро. В.А. Сухомлинский сформулировал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво. Такая деятельность старшего поколения, направленная на последующие поколения в семье принесёт свои плоды. И профессиональная ориентация, не навязанная, без принуждения, а через собственные действия и успехи будет срабатывать гораздо эффективнее, чем уговоры и наставления. Нам очень хочется, чтобы каждый учитель, каждый воспитатель, каждый родитель могли сказать своим детям, внукам, воспитанникам  с убеждённостью  человека в следовании словам величайшего полководца России А.В. Суворова: «… мой, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным Отечеству».

В настоящее время наша педагогическая деятельность продолжается. Счёт лет нашей педагогической династии перевалил за сотню лет. Это не так уж и много, но и не очень мало для  одной семьи. Мы надеемся, что наша династия будет иметь достойное продолжение.